Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Как посуду с Федорой помирили»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Генералова Евгения Владимировна

 Развитию речи в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступление:

Программа: Образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе  ГБДОУ детского сада № 33,  программе    «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию.

Возрастные особенности: В этом возрасте у детей продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Тема: Непрерывная образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования по лексической теме «Посуда». Тема занятия: «Как посуду с Федорой помирили». Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Образовательные технологии: Сюрпризный момент, проблемные вопросы, здоровъесберегающие, (подвижная игра, пальчиковая гимнастика).

Цель:  расширение знаний детей по теме «Посуда».

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;
  • учить детей определять целевое назначение посуды, закреплять и уточнять названия посуды;
  • закреплять обобщающее понятие «посуда»;
  • формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонная, столовая, чайная;
  • учить образовывать имена прилагательные, обозначающие материал, из которого   сделан предмет;
  • обогащать словарь по теме.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, зрительное, тактильное восприятие, осязание, речь;
  • развивать речи, учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • развивать мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение);
  • развивать эмоциональную сферу детей, учить выражать эмоции и понимать эмоциональное состояние окружающих;
  • развивать силу выдыхаемой струи воздуха (для правильного произнесения звуков и дыхания).

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему дому;
  • воспитывать бережное отношение к посуде;
  • воспитывать внимательность на занятиях, умение слушать и слышать воспитателя и детей.

Оборудование для педагога: магнитная доска, посуда разных видов, деревянная ложка, подносы, портрет К.И.Чуковского, коробка, конверты с письмами, иллюстрации из сказки «Федорино горе», мел, раздаточный материал по теме.

Оборудование для воспитанников: картинки с изображением посуды, посуда разных видов, листы бумаги, счетные палочки, фишки, макеты чашек для упражнения «Подуй», баранки, наклейки.

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

 

Ход занятия:

  1.      Вводная часть

Дети входят в группу.  
Воспитатель: 
Есть у радости подруга 
В виде полукруга, 
На лице она живёт… 
То куда-то вдруг уйдёт, 
То внезапно возвратится 
Грусть тоска её боится… 
Что это? (улыбка) 

Воспитатель: Давайте посмотрим глазками друг на друга, улыбнемся, подарим улыбки нашим гостям и поприветствуем их.

Дети рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом. Перед ними столик.

  1. Основная часть
    Ну а теперь  посмотрите, что у меня есть для вас (на столе появляется коробка).

Интересно, что же в ней лежит? Давайте откроем   (чашка, кастрюля, тарелка….).

Воспитатель: Что это? (посуда).

Дети достают по одному предмету.  

Дети: Это чашка, это кастрюля…

Воспитатель: Для чего нужна посуда?  (чтобы есть, пить, класть еду, хранить продукты).

Д/и «Назови виды посуды» 

Воспитатель: У вас в руках разная посуда. Какие виды посуды мы знаем? (кухонная, столовая, чайная).

Выносятся три подноса.

- На этот поднос положите кухонную посуду, на этот – столовую, на этот - чайную.

- Назовите кухонную посуду…

- Назовите столовую посуду…

- Назовите чайную посуду…

- Чем отличается столовая посуда от кухонной? (в кухонной посуде готовят пищу, а столовая нужна для принятия пищи).

- Как называется посуда, из которой пьем чай? (чайная)

Воспитатель: Посуду изготавливают из различных материалов: глины, дерева, металлов, стекла, хрусталя…Вот, посмотрите, у меня в руках ложка из дерева – это деревянная ложка, она волшебная. До кого она дотрагивается, становится очень умным. Давайте проэкперементируем, т.е. попробуем, проверим, правда это или нет. Я буду дотрагиваться до одного из вас и задавать вопрос, а вы отвечайте.

Д/и «Из чего сделана посуда?»

Ложка из дерева … (ответы детей) деревянная ложка

Чашка из фарфора … фарфоровая чашка

Ваза из хрусталя … хрустальная ваза

Ложка из металла … металлическая ложка

Миска из глины …глиняная миска

Графин из стекла … стеклянный графин

Чайник из керамики … керамический чайник

Воспитатель: Да, молодцы, хорошо вы все запомнили….а вы знаете, кажется,  мы с вами не все из коробки достали… здесь письмо…от кого же оно?…Давайте прочитаем!

«Вот бедная я, одна 
И плачу, и плачу я 
Села бы я за стол, 
Да стол за ворота ушёл 
Сварила бы я щи, 
Да кастрюлю пойди - поищи! 
И чашки ушли, и стаканы, 
Остались одни тараканы 
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! 
Помогите вернуть мне посуду домой!»

Воспитатель: Узнали от кого письмо?

Дети: ответ.

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре? Но прежде чем помочь Федоре, давайте вспомним, как называется эта сказка и кто же её написал? (ответ детей), показывается портрет автора.

Воспитатель: Давайте вспомним о чём говорится в этой сказке?

В первый раз, когда мы встречаем Федору какой мы её видим? Помогите мне подобрать слова….Федора какая? (грязная, не аккуратная, не опрятная, не ловкая, не бережливая, сердитая).

Воспитатель: Вот сегодня нам с вами и предстоит помирить посуду с Федорой!

Вспоминайте, когда посуда от Федоры убежала – она вся перепуталась….

Перед вами на доске игра «Путаница» 

Закончите, пожалуйста, мое предложение: Я вижу….

Лизавета, что ты видишь? (Я вижу чашку)

Дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Все видят чашку?

А я сейчас хочу  расставить всю посуду по местам и так помочь Федоре, а с вами давайте поиграем в игру «Прятки»

Воспитатель: Я загадала предмет, который находится в правом верхнем углу…Что же я загадала? Глазки внимательно на доску (ответ ребенка).

Все согласны с Ксюшей? Молодец, Ксюшенька!

Ну что, навели порядок, помогли Федоре?

Дети: Да!

Воспитатель: Конечно!

Разворачиваем доску.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, сюда. Вспоминайте, многие предметы не только убежали от Федоры, но и сломались. Посмотрите на предметы и давайте попробуем эти предметы починить (нам нужно соединить части поломанного предмета)

Что ты (имя ребенка) будешь чинить? Что это за предмет? (ложка). Ложка по цвету какая?

Воспитатель: Вы справились! Молодцы!

А посмотрите, пожалуйста, на доску, все ли здесь верно? Все ли на месте? Все ли предметы являются посудой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот и навели мы порядок!

Физкультминутка

Я вам предлагаю немного поиграть и отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, со стульчиков, встаньте в круг и повторяйте движения за мной:

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный, как начальник (дети надувают щеки, ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Вот фарфоровые чашки

Очень хрупкие, бедняжки (дети приседают, правая рука на поясе, левая опущена)

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются (руки в стороны, кружатся на месте)

Вот серебряные ложки (стоя на месте поднимают руки верх и делают «замочек»),

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес (берутся за руки и делают круг).

Воспитатель: Отдохнули?

А теперь проходите и садитесь за столы. Спинки ровно держите. Не сутультесь. Сидите красиво (следим за осанкой).

Я предлагаю вам поработать на листочках. Но прежде мы с вами покажем Федоре как нужно мыть посуду…подготовим наши пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика «Помощники» 
Мы посуду для Федоры 
Вымоем без уговоров: 
Моем вилку, чашку, ложку, 
Сковородку, поварёшку, 
Моем блюдце и стакан 
И закроем крепко кран
.

Воспитатель: А вот теперь возьмите листочки и переверните их обратной стороной так, чтобы полоса оказалась внизу. Пододвиньте к себе тарелочки с фишками. Готовы?

Вспомните, как в сказке говорилось, ходила Федора по полям, ходила по лесам и звала свою посуду. Какое она слово кричала, ребята? (АУ)

Правильно! Это слово, которое нас часто выручает из беды и помогает в лесу.

Мы с вами сейчас выложим с помощью  фишек из каких звуков состоит слово АУ.

Слушаем внимательно: А………У. Сколько звуков вы слышите?

Дети: 2

Звук А – гласный или согласный?

Дети: мы его поем значит- гласный.

Воспитатель: обозначаем какой фишкой (красной фишкой).

Кладем красную фишку под линией. Все справились?

Звук У какой?

Дети:  гласный, тоже обозначаем красной фишкой.

Кладем вторую красную фишку рядом с первой.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь выложим слово АУ с помощью пяти счетных палочек.

Возьмите палочки. Выкладываем слово на прочерченной линии.

Игра: «Сделай как я»

Воспитатель: «Две палочки наискосок, а между ними поясок».

Какая буква получилась?

Дети: А

Воспитатель: 

«Для красивой буквы У я три палочки возьму…

Буква У- два длинных ушка, на одной ноге стою,

Ушки кверху я держу».

Воспитатель: Получилось? Кому помочь? (ответы детей)

Воспитатель: Берем свои пальчики - указочки и стараемся прочитать….АУ (еще раз). Какие же вы молодцы, видно, что постарались! Теперь аккуратно уберите фишки и палочки рабочий листок. Очень хорошо! (напоминаем детям об осанке).

Воспитатель: Ребята, помогли мы посуде. Привели ее в порядок.  Услышала посуда Федору и вернулась к ней!

Посмотрите, Федора нам прислала новое письмо (зачитывается письмо): 

«Спасибо, ребята, теперь я знаю, какая посуда для чего используется и как правильно она называется! Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду и навести порядок». 

Воспитатель: А Федора то исправилась, посмотрите, какая Федора? (ответы детей).

Что делает Федора? (чай пьет)

Да, Федора пьет чай из чашки. Я вам тоже предлагаю попить чай.

Откройте салфетку и посмотрите какая красивая чашечка, но в ней очень горячий чай. Что же нужно сделать с чаем?

Дети: остудить

Воспитатель: Давайте я напомню вам как это сделать.

Упражнение «Подуй»

А к чаю у нас есть подарок от Федоры - связка баранок.

  1. Заключительная часть. Рефлексия
  • О чем было наше сегодняшнее занятие? Как надо ухаживать за посудой, чтобы она на нас не обижалась? (Посуду надо любить, уважать, ее надо мыть, чистить, вытирать, на место убирать).
  • Какие домашние дела вы уже можете выполнять самостоятельно?
  • Ребята, как вы думаете, все ли задания смогли выполнить? Что было легким, а что трудным для вас? (ответы детей).
  • Мне очень понравилось как вы занимались и я хочу каждому из вас подарить по наклеечке.


«Спасибо, ребята, теперь я знаю, какая посуда для чего используется и как правильно она называется! Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду и навести порядок». 

Иллюстрация Федоры прикрепить на доску!

Воспитатель: А Федора то исправилась, посмотрите, какая Федора? (ответы детей).

Что делает Федора? (чай пьет)

Да, Федора пьет чай из чашки. Я вам тоже предлагаю попить чай.

Откройте салфетку и посмотрите какая красивая чашечка, но в ней очень горячий чай. Что же нужно сделать с чаем?

Дети: остудить

Воспитатель: Давайте я напомню вам как это сделать. 

Упражнение «Подуй»

А к чаю у нас есть подарок от Федоры - связка баранок.

«Вот бедная я, одна 
И плачу, и плачу я 
Села бы я за стол, 
Да стол за ворота ушёл 
Сварила бы я щи, 
Да кастрюлю пойди - поищи! 
И чашки ушли, и стаканы, 
Остались одни тараканы 
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! 
Помогите вернуть мне посуду домой!»

Воспитатель: Узнали от кого письмо?

Дети: ответ.

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре? Но прежде чем помочь Федоре, давайте вспомним, как называется эта сказка и кто же её написал? (ответ детей), показывается портрет автора.

Воспитатель: Давайте вспомним о чём говорится в этой сказке?

В первый раз, когда мы встречаем Федору какой мы её видим?

Показываем иллюстрацию Федоры.

Помогите мне подобрать слова….Федора какая? (грязная, не аккуратная, не опрятная, не ловкая, не бережливая, сердитая).

Воспитатель: Вот сегодня нам с вами и предстоит помирить посуду с Федорой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"

Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении  сказок, решении проблемных ситуаций.  Использование песочного стола.Некоторая  часть деятельности отовд...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, старшая группа - театральная речевая мастерская - "Волшебная книга"

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы ...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

Речь не дается человеку от рождения.  Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве.  Формирование речи ребенка происходит, прежде...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3-4 лет в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

Речь не дается человеку от рождения. Навык говорения приобретается человеком, и особенно интенсивно этот процесс проходит в дошкольном детстве. Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в по...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) общеразвивающей направленности по теме: "Дикие животные наших лесов и их детёныши".

Представлена методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами".Цель: Формирование умений составлять связный расска...