Развитие речи "Превращение гусеницы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лесничая Анастасия Романовна

Развитие речи является одной из сложных областей в образовательной деятельности. Поэтому, ребенку ее нужно преподнести в наиболее простом и интересном виде, а именно, научить составлять рассказ через картинку, схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРЕВРАЩЕНИЕ ГУСЕНИЦЫ367.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по специально организованной образовательной деятельности (занятие).

Речевое  развитие. Составление рассказа по серии картин на тему «Превращение гусеницы»

                                   Дата: 13.05.2022

Автор-разработчик: Лесничая А.Р, воспитатель ГБДОУ детского сада №135 Выборгского района Санкт-Петербурга

Возрастная категория: старшая  группа детского сада

Длительность мероприятия: 25 минут

Цель: совершенствовать навыки логического мышления и развитие речи ребенка через занимательные задания, с использованием наглядной картинки

1 Художественно-эстетическое развитие:  закрепить знания детей через собственный рисунок, используя схему-образец

 2 Познавательное  развитие: Уточнить и систематизировать представления и знания детей о стадиях развития бабочки: яйцо- гусеница – куколка- бабочка                                                   

3 Речевое развитие:  обогащать словарный запас: куколка, личинка, кокон; пальто. Закрепить умение определять место звука «Т»  в слове через игровое упражнение.

Дать пояснение, несклоняемому слову пальто, используя его в разных предложениях.

4 Физическое развитие:  совершенствовать координацию движений, точность в выполнении действий.

5 Социально-коммуникативное  развитие:  воспитывать бережное отношение к природе, к определенным видам гусениц

Материал и оборудование: схема-картинка, листы бумаги, цветные карандаши, мелки, карточки для определения звука в слове, фишки синего и зеленого цвета

Предварительная работа:  беседа о признаках весны, чтение литературы о бабочках, предварительное рассматривание иллюстрации в книге

Ход совместной деятельности

Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята доброе утро! Сегодня утром со мной произошла интересная история, когда я шла к вам в гости, мне на тропинке повстречалась маленькая гусеница, которая очень мечтает стать бабочкой и ей нужна ваша помощь. Вы готовы ей помочь? (Ответы детей) А если вы готовы, то мы можем приступать выполнять задания, и, если мы выполним все задания правильно, тогда наша гусеница станет прекрасной бабочкой.

Воспитатель: отгадайте загадку 

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла… (Весна) (ответы детей)

 Воспитатель: Правильно весна. Ребята скажите, а какое сейчас время года? а какие весенние месяца вы знаете?  (ответы детей) Правильно сейчас весна. Я предлагаю вам поиграть. Я буду называть признаки весны, а вы мне отвечать ранняя это весна или поздняя.

 Признаки весны:

  • показались первые проталины, на оседающих и рыхлых сугробах играют солнечные лучи. (ранняя весна)
  • день становиться длиннее, а ночь короче (ранняя весна)
  • появляются сосульки(ранняя)
  • Из тёплых краёв возвращаются птицы (поздняя весна)
  • Расцветают подснежники и другие первоцветы. (поздняя)
  • Просыпаются насекомые, которые радуются тёплому солнцу. (поздняя весна)
  • На деревьях появляются почки, серёжки, распускаются клейкие листочки. (поздняя)

Воспитатель: а теперь, ребята, присаживайтесь за столы, перед вами карточка с квадратами и фишки разного цвета. Вам нужно внимательно прослушать слово и определить место звука «Т» - согласный, твердый, глухой, в слове (начало, середина, конец).

Троллейбус, светофор, трактор, метро, карта, портфель, куртка, люстра, телефон,  Транспорт.

Воспитатель: А теперь мы с вами немного подвигаемся

Физ.минутка:

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась,

Раз-росой она умылась,

Два-изящно покружилась

Три-нагнулась и присела

На четыре-улетела

А на пять –на место села.

Воспитатель: а теперь давайте рассмотрим схему, как гусеница превращается в бабочку. Бабочка откладывает яйцо в укромном месте, под листком. Затем из личинки появляется гусеница. Далее гусеница растет, достигает определенных размеров и превращается в куколку. Куколка-это домик для гусеницы, в котором она растет и превращается в бабочку.

Кто-то из детей самостоятельно может это рассказать с подсказками воспитателя, опираясь на схему.

Воспитатель: ребята, гусеница скидывает с себя верхний слой кожи, когда вырастает и на какую верхнюю одежду  похожа ее кожа?

- на  Пальто.

Я хочу вам сказать, что слово пальто используется в нашей речи, не изменяясь, например:

  • На вешалке висело зимнее пальто
  • Оля надела пальто и вышла гулять
  • Зимой под пальто я надеваю свитер
  • Мама купила новое пальто

Придумайте и вы словосочетание или предложение с этим словом?

Воспитатель: Ребята, а сейчас я попрошу Вас, по рисунку составить свою сказку, про превращение бабочки. Каждый из вас придумает и скажет по одному предложению и у нас получится рассказ.

А начнем нашу сказку мы так: «Жила-была гусеница, а звали ее Алиса. У нее совсем не было друзей. Тогда она решила отложить яйца, из которых появятся новые гусеницы. Прошло время и появились новые гусеницы. Они стали ползать по траве, растениям, знакомиться друг с другом, играть. И вот пришло время им немного отдохнуть. Одна гусеница нашла укромное место под листком и спряталась в кокон. За это время гусеница роса, росла и выросла и превратилась в прекрасную бабочку…»

Рассказ детей.

Воспитатель: Ребята вы большие молодцы, что помогли гусенице стать бабочкой. А теперь напомните мне, пожалуйста, что интересного вы запомнили из нашей сказки?

Воспитатель: Ребята моя гусеница стала вот такой бабочкой, а какие   бабочки получатся у вас, мы увидим чуть позже, прошу вас проходить за столы и немного пофантазировать, какая бабочка может получиться у вас.

Ребята присаживаются на свои места и раскрашивают свои бабочки

Предложит детям посетить музей живых бабочек

Спасибо за занятие! Все большие молодцы!

Предполагаемый результат: усвоение материала по теме, составление рассказа про гусеницу

Дальнейшая работа: применение знаний и навыков в дальнейшей деятельности

https://grizun-off.ru/wp-content/uploads/4/2/6/426b178ddb9ff5b434a4df528ba60a84.jpeg

https://grizun-off.ru/wp-content/uploads/b/d/3/bd338c70985279263d0e39a98669377e.jpeg

https://sun9-62.userapi.com/impg/TInnp4Aq77h00reAHQ8gdBWu4kmmWcn-9-tbvw/jGJgLRY1h1k.jpg?size=485x1080&quality=96&sign=7f084cc17d9ab260cf54573390d487d2&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Задачи развития: Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными ...

Конспект занятия с приоритетом творческого и художественно-эстетического развития в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы»

Художественно-эстетическое развитие: Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисо...

НОД по художественно-эстетическому развитию "Превращение гусеницы"

НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе "Превращение гусеницы"....

Многофункциональный дидактический материал на развитие мелкой моторики "Чудо - гусеница"

Цель:Развитие мелкой моторики, активных зон ладошек, тактильной чувствительности пальцев рук.Задачи:•Развитие мелкой моторики через действия с мелкими предметами;•Формирование умения обследовать предм...

Дидактическая игра по развитию речи «Весёлая гусеница»

Развитие речи дошкольников путём подбора существительных на заданную лексическую тему  («Времена года», «Фрукты»)...

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности «Волшебное превращение круга в гусеницу» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе .

Продолжить формировать представление о круге: учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.•  Спосо...