Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"
материал по развитию речи (старшая группа)

Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"

     Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка .

     ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

     Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

      Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения в ответах у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, подобрать подходящее слово, стесняются своей речи, говорят тихо, неуверенно, допускают ошибки в построении предложения. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы, мог запомнить и пересказать пройденный учебный материал. Одним из средств формирования речевой компетентности дошкольников является мнемотехника.

     Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

     Одним из приемов мнемотехники в обучении детей эффективному запоминанию и воспроизведению структуры рассказа или стихотворения является применение мнемотаблиц (опорных схем, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения текста). С помощью этих схематичных рисунков ребенок может закодировать любой рассказ, стихотворение, которые впоследствии необходимо будет воспроизвести. Преимущество использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

 – применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Детей просто «завораживают» упражнения на компьютере. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность.

     Создание учебных игровых упражнений на компьютере для детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Фон электронных пособий лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания сюжета, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение игровой презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нечеткие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для детского восприятия и утомляют зрение ребенка. Не стоит перегружать пособие спецэффектами, так как это приводит к тому, что занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес и создает положительный эмоциональный настрой.

     Для дошкольников мнемотехника имеет особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование электронных мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Использование приемов мнемотехники значительно повышает результативность развития связной речи у детей дошкольного возраста, сокращает время запоминания текстов, развивает ассоциативное мышление, внимание, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_tehnologii_mnemotehnika.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с.Кульшарипово»

Консультация для воспитателей

Тема: Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"

                                   

                                                                    Воспитатель: Шайхулисламова Г.Р.

Эффективное использование ИКТ, мультимедиа материалов для развития связной речи на двух государственных языках на основе "живой мнемотехники"

     Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка .

     ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

     Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

      Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения в ответах у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, подобрать подходящее слово, стесняются своей речи, говорят тихо, неуверенно, допускают ошибки в построении предложения. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы, мог запомнить и пересказать пройденный учебный материал. Одним из средств формирования речевой компетентности дошкольников является мнемотехника.

     Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

     Одним из приемов мнемотехники в обучении детей эффективному запоминанию и воспроизведению структуры рассказа или стихотворения является применение мнемотаблиц (опорных схем, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения текста). С помощью этих схематичных рисунков ребенок может закодировать любой рассказ, стихотворение, которые впоследствии необходимо будет воспроизвести. Преимущество использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

 – применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Детей просто «завораживают» упражнения на компьютере. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность.

     Создание учебных игровых упражнений на компьютере для детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Фон электронных пособий лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания сюжета, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение игровой презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нечеткие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для детского восприятия и утомляют зрение ребенка. Не стоит перегружать пособие спецэффектами, так как это приводит к тому, что занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес и создает положительный эмоциональный настрой.

     Для дошкольников мнемотехника имеет особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование электронных мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Использование приемов мнемотехники значительно повышает результативность развития связной речи у детей дошкольного возраста, сокращает время запоминания текстов, развивает ассоциативное мышление, внимание, память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности детей в развитии связной речи по обучению татарскому языку»

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результа...

Методические материалы по развитию связной речи детей

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «МНЕМОТЕХНИКА»...

Использование инновационной технологии моделирования в развитии связной речи "Мнемотехника"

В статье  рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования.Овладение приемами работы с мнемотехникой значительно сокращает время об...