Конспект НОД по разделу «Развитие речи» по теме «Составление описательного рассказа «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия НОД по развитию речи с применением техники ТРИЗ. Описание картины И.И.Шишкина "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по разделу «Развитие речи»

по теме «Составление описательного рассказа «Зима»

(по картине И. И. Шишкина с использованием методов технологии ТРИЗ)

в подготовительной к школе группе.

подготовила воспитатель МАДОУ №414 Насыбуллина Наталия Талитовна

Цель: знакомство с картиной художника-пейзажиста И.И.Шишкина «Зима»; формирование  представлений детей об описании и его структурных элементах; обучение составлению описательного рассказа по картине с опорой на карты-схемы.

 Задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
  2. Образовательные: развивать устную речь, обогащая ее эмоционально-эстетическими терминами.

3.  Развивающие: развивать творческое воображение детей; продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно-образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.

Материал и оборудование: слайды автопортрета И.И.Шишкина, репродукции картины И.И.Шишкина «Зима», (алгоритм составления рассказов по картинам), «волшебный сундучок» с различными предметами, указка, картина с ёлочкой и набор снежинок (для рефлексии).

Образовательные технологии:

- игрового обучения (игровые приёмы: «Волшебный сундучок», «Подзорная труба»);

- развивающего обучения (методы ТРИЗ-технологии: фокальных объектов, синектики: прямой аналогии, символической аналогии с использованием карт-схем);

- здоровьесберегающие технологии (физкультминутка «К нам пришел художник»);

- ИКТ (ЦОР: мультимедийная презентация «Составь рассказ по картине «Зима», фрагмент аудиозаписи Вивальди «Зима»).

Ход образовательной деятельности.

1.      Организационный момент:

Воспитатель: -Ребята, сегодня я  предлагаю вам поиграть, хотите? Кстати, у меня есть билеты в музей. Хотите поиграть в музей? Какие роли будут в этой игре? Что делает билетер, экскурсовод, посетитель? Можно я буду вашим экскурсоводом? Вы будете посетителями моей выставки? А Маша будет нашим билетером. Проходите, пожалуйста.

2. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

Дети с воспитателем подходят к экрану.

СЛАЙД 1 «Здание музея».

Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы нас пустили в музей? (отдаем билеты «билетеру», проходим) Какая красота!

СЛАЙД 2 «Картинная галерея». 

Воспитатель: -Вам здесь нравится? Что же выставлено в этом музее? Поэтому он называется «художественный музей». Какие жанры живописи вы знаете? Что такое пейзаж? А знаете, как называются художники, рисующие пейзажи? Кстати, за той дверью, направо, сейчас проходит выставка картин известного пейзажиста. 

СЛАЙД 3 Автопортрет И.И.Шишкина.

Воспитатель: -Видите на стене его портрет? Он очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).

Воспитатель: -А вы хотите посмотреть на его картины? Тогда пойдемте. (Проходят по группе) Вы заметили, что одна картина закрыта тканью? Как вы думаете, почему? А хотите узнать, что изображено на этой картине? В этом вам помогут подсказки, которые я, экскурсовод, приготовила.

Игровой приём «Волшебный сундучок».

Воспитатель: -Возьмите из этого сундучка по одному предмету, подумайте, что у них может быть общего? Попробуйте с их помощью рассказать, какая бывает зима.

В сундучке лежат различные предметы, которые могут вызвать у детей следующие ассоциации, характеризующие зиму, например (воспитатель первая берёт предмет, называет прилагательное):

 снежинка - снежная;

 вата – пушистая, мягкая;

 вертушка, на которую дунут дети - ветреная;

 белая ткань - белая, светлая;

 серебряная фольга - искристая, сверкающая, блестящая;

 кусочек льда - ледяная;

 длинная ленточка - длинная, продолжительная;

новогодний подарок -  волшебная, праздничная;

игрушка-волк - злая, грозная, суровая;

смайлик - приносящая радость, веселая;

калейдоскоп - сказочная, красивая, удивительная;

массажный мячик – колючая.

     III. Ознакомление с новым материалом.

Воспитатель: -Догадались теперь, о чем эта картина Шишкина? Проверим? (картина открывается) 

СЛАЙД 4. Репродукция картины И.И.Шишкина «Зима».

Воспитатель: -Вот какая замечательная картина! Уважаемые посетители музея, присядьте на стульчики,  рассмотрите картину. Дети  рассматривают картину под фрагмент аудиозаписи Г.Свиридова «Метель».

Воспитатель: -Вам она понравилась? Что вам понравилось? (Почему не понравилась?) (заслушать короткие ответы детей) Теперь я, как настоящий экскурсовод, расскажу вам об этой картине. А помогут мне схемы, которые вы увидите под картиной.

  5 СЛАЙД. Схема №1 «Времена года».

Воспитатель: -На этой картине Шишкин изобразил зимний еловый лес.

Схема №2 «Передний план».

Воспитатель: -Прямо перед нами, внизу картины, занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев, а маленькие елочки спрятались под снежными шубками.

Схема №3 «Задний план».

Воспитатель: -Вам всем хорошо видно, что изображено дальше, в глубине  картины? Давайте вооружимся воображаемыми подзорными трубами и рассмотрим, какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, сонный). А вы видите в подзорные трубы верхушки деревьев? Почему? (потому что стоим очень близко к ним)

6 СЛАЙД.  Схема №4 «Палитра».

Воспитатель: -Что может обозначать эта схема? Художник использовал немного цветовых тонов: коричнево-белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый, а на солнце слегка желтоватый. Посмотрите внимательно в подзорные трубы. Видите ли вы где-нибудь на картине живое существо? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли?

  7 СЛАЙД. Увеличенное изображение птицы.

Воспитатель: -Это - птица на ветке, тс-с-с-с, кажется, она тоже заснула.

8 СЛАЙД. Схема №5 «Смайлики».

 Воспитатель: -Какое у вас настроение от этой картины? Радостное, веселое или грустное, печальное, тихое, спокойное? (Да, картина тихая, спокойная, умиротворяющая). Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.

Физкультминутка «Художник-невидимка».

Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.

Художник-невидимка по городу идет,    (шагают)

Всем щеки наморозил,                             (трут щеки)

Всех за нос ущипнул.                               (трут нос)

А ночью он, пока я спал,                          (ладошки складывают около уха)

Пришел с волшебной кистью                   (идут)

И на окне нарисовал серебряные листья. (рисуют рукой в воздухе листья)

IV. Первичное осмысление и закрепление материала на практике.

Составления рассказов детьми  с опорой на карты-схемы.

9 СЛАЙД. Общая схема рассказа.

 Воспитатель: -Вот у нас и получился рассказ в картинках. Хотите  теперь вы побыть экскурсоводами и тоже рассказать о картине Шишкина? Сначала вы можете друг другу помогать, говоря по очереди – по цепочке. Кто хочет продолжить рассказ, может поднять руку.

Дети составляют рассказы (сначала по цепочке, потом 3-4 человека самостоятельно).

Воспитатель: -Вам понравились рассказы наших экскурсоводов? А теперь, ребята, я предлагаю вам подойти к столу и оставить свои впечатления от посещения музея в книге отзывов, приклеив к елочке снежинки. Уважаемые посетители, художественный музей закрывается, вам пора возвращаться в детский сад.

 V. Подведение итогов организованного вида деятельности.

 Рефлексия.

Воспитатель: -Вам понравилась наша экскурсия в художественный музей? Эти билеты оставьте себе на память. Если захотите, вечером вы можете стать художниками и нарисовать свои зимние пейзажи, а потом устроите в группе настоящую выставку картин, как в художественном музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем».

Конспект НОД по развитию речи в поготовительной группе на тему:"Составление описательных рассказов с использованием мнемосхем"....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление описательного рассказа по игрушке»

Цель: создание условий для развития связной речи детей через описание игрушки.Задачи:Обучающие: формировать умение детей описывать игрушку по образцу воспитателя. Способствовать развитию умения ...

Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных

Конспект НОД по развитию речи на тему - Составление описательного рассказа о диких животных...

Конспект открытого ООД по развитию речи на тему: составление описательного рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

Цель: развитие связной речи детей, через составление описательного рассказа по картине.Задачи: Образовательные:учить рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг друга, использу...