Родительское собрание по развитию речи "Слово на ладошке"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

семакова валентина викторовна

Родительское собрание "Слово на ладошке" по развитию речи с использованием пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Родительское собрание.

Тема: Слово на ладошке.  (Играем пальчиками – развиваем речь)

Цель:  

  • Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребёнка;
  • Научить родителей упражнениям по развитию мелкой моторики;

Участники: родители, воспитатель.

Форма проведения: собрание - практикум.

Подготовительная работа:

  • Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
  • Подбор слайдов с фотографиями играющих детей;
  • Организация выставки развивающих игр;
  • Памятка для родителей.

Оборудование:

- плакат с высказыванием «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский);

- ладошка в формате А 3;

- слайды с фотографиями играющих детей;

- пальчиковый вязаный театр;

-картотека пальчиковых игр;

- папка - передвижка;

- полоски цветной бумаги, ножницы, клей, карандаш, фломастеры;

- тарелки ( семена, орешки, пуговицы, крупа, скрепки, спички, шишки, прищепки, шнурки, фасоль);

- настольная лампа;

                                             Ход родительского собрания.

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас сегодня у нас. Хочу загадать вам загадку:

                         Пять да пять – родные братцы,

                         Так все вместе и родятся.

                         Если вскапываешь грядку,

                        Держат все одну лопатку.

                        Не скучают, а играют

                       Вместе все в одни игрушки.

                       А зимою всей гурьбою

                       Дружно прячутся в теплушку,

                      Вот такие «пять да пять»,

                      Угадайте, как их звать?

- Вы  догадались, о чём идёт речь? Правильно, о пальцах. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиках, а точнее о развитии мелкой моторики рук у ребёнка.

И сейчас мы с вами отправимся в путешествие по ладошке. (Прикрепить большую ладошку)

    Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Поэтому одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики.

    Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

    Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до н.э. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Вспомните японцы пользуются чётками - перебирают в руке бусины, а в Китае – перекатывание металлических шаров, в Индии существуют хасты и мантры, разработанные йогами.

      В мозге двигательная область является частью речевой области, поэтому развитие речи находится в прямой зависимости движения пальчиков. Т.е. если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Ну а если развитие движений пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, ножницами, пластилином, не может открутить или закрутить не только мелкие, но и крупные детали конструктора), то задерживается и речевое развитие.

      Речь совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь, воображение.

     - Так как же развивать наши пальчики?

Для этого мы с вами отправимся в путешествие по ладошке. (Прикрепить большую ладошку)

1.   Итак, первый пальчик – пальчики очень хорошо развивают пальчиковые игры, упражнения.

     - Что такое пальчиковые игры?

Пальчиковые игры – инсценировка каких-либо рифмованных стихотворений или песенок при помощи пальчиков.

     - Что дают пальчиковые игры детям?

  • Способствуют овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность головного мозга.
  • Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Сначала нужно пальчики разогреть-потереть ладошки, затем взрослый показывает пальчиковую игру, можно обсудить её содержание, затем показываем движения - ребёнок должен повторить несколько раз. После этого вместе показываем пальчиковую игру.

       - Какие пальчиковые игры помните вы?

Все, наверное, в детстве играли в «Сороку, сороку», «Ладушки», «Моя семья» и др. Сегодня я хочу с вами поиграть в любимую игру ваших детей «Ёлочка».

        Ёлочка.                                                                       По грибы.

 Перед нами ёлочка:                                              1, 2, 3, 4,5,

     Шишечки,                                                            Мы грибы идём искать.

     Иголочки,                                                            Этот пальчик в лес пошёл,

     Шарики,                                                               Этот пальчик гриб нашёл,

     Фонарики,                                                           Этот пальчик чистить стал,

     Зайчики                                                               Этот пальчик жарить стал,

     И свечки,                                                             Этот пальчик всё съел.

     Звёзды,                                                                От того и потолстел.

     Человечки.

Конечно, умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому пальчиковые игры необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Если вы хотите интересно и полезно проводить свободное время, при этом развивать речь вашего ребёнка, то у нас есть картотека пальчиковых игр. (показать картотеку игр и папку-передвижку)

Отправляемся дальше путешествовать по ладошке.

2.   Второй пальчик – нетрадиционные формы развития мелкой моторики рук.

Развитию кисти и пальцев рук помогают не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: грецкими орехами, мячиками, прищепками, шнурками, скрепками, спичками, крупами и т.д.

      Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

  1. У вас на столах есть тарелочки, в которых лежат семена, орешки, пуговицы, фасоль, шишки, скрепки, спички, шнурочки и т.п. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок…

Выкладывание узоров, контуров предметов из различных материалов – серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию, любознательность и развивает пальцы рук – развивает речь.

!   НО взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Такие упражнения оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

  1. Очень полезен самомассаж грецкими орехами. Его можно катать, можно подбрасывать, удерживать пальчиками.

                                   Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

                                   А потом обратно, чтобы стало мне приятно.

То же самое можно делать с шишками, колючими мячиками, бигудями.

                                  Будем с шишкой мы играть

                                  Между ручками катать!

                                  В ручку правую возьмём

                                  И сильней её сожмём!

                                  Руку быстро разжимаем,

                                 На столе её катаем.

                                 В ручку левую возьмём

                                 И сильней её сожмём!

                                 Руку быстро разжимаем

                                 На столе её катаем.

  1. Можно поиграть даже с карандашами. Их тоже можно катать между ладонями, вертеть между пальчиками.

                                                  Карандаш в руках катаю,

                                                  Между пальчиков верчу.

                                                 Непременно каждый пальчик

                                                 Быть послушным научу.

Острым концом карандаша можно массировать кончики пальцев.

  1. Ребята в группе любят играть с прищепками. Их можно прицеплять на пальчики, на верёвочку, на фигурки. У вас на столе есть такие фигурки, попробуйте прицепить прищепки к ним. Кто-то сделает лучики у солнышка, кто-то ножки у животных, кто-то иголочки.
  2. Пальчики можно ещё развивать при помощи пробок, шнурков, бусин.
  3. А ещё наши дети любят песочные и фасолевые ванны. Можно просто перебирать пальчиками фасоль, а можно туда положить маленькие игрушки. И дети с удовольствием ищут клад.
  4. Песок, манку, муку можно использовать как лист бумаги: насыпать в тарелку и пальчиком можно рисовать. У вас на столе есть тарелочки с мукой и манкой. Попробуйте сами что-нибудь нарисовать.

Как вы убедились, что при помощи всех этих предметов можно развивать пальчики, а значит развивать речь, внимание, память, мышление, фантазию.

3.      Продолжаем путешествовать по ладошке. Третий пальчик – сказка на ладошке. Сказка на ладошке – это инсценировка сказок при помощи пальчиков. Конечно, перед тем, как показывать сказку, мы с ребятами учим движения.

       Предлагаю показать вместе со мной сказку «Колобок». Для начала нам нужно запомнить движения пальчиков, кистей рук.

  • Дед (показать большим пальцем и другими бороду)
  • Бабка (обводим голову руками и показываем, как завязываем платок)
  • Колобок (пальчиковая игра « Шарик»: соединить кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик» . Пальцы должны быть слегка согнуты.
  • Заяц ( пальчиковая игра « Заяц»: сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими – это « заячьи ушки».
  • Лиса ( пальчиковая игра « Лиса»: соедините ладони так. Чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это лисьи « уши» согните указательные пальцы и мизинцы это будет лисья «мордочка»).
  • Волк (пальчиковая игра « Волк» : соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Это волчьи « уши». Согните указательные пальцы – это волчий « лоб». Остальные пальцы – это « морда» ).
  • Медведь (пальчиковая игра « Медведь» : обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это « ноги» медведя). Средний палец согните и приподнимите – получится медвежья «голова».

Игра

Бабка с дедом дружно жили

Колобок слепить решили

По амбару помели

( двумя руками сделать вид что метешь веником)

По сусекам поскребли

(поскребите двумя руками стол)

Получился колобок

Вот какой румяный бок

Выкатился за порог

(вращать руками)

И никто догнать не смог

Он по лесу покатился

( продолжать вращать руками)

И у зайца очутился

Заяц хотел его скушать

Но решил песенку послушать

( приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

Рядом серый жил волчище

Вот с такими вот зубищами

( соединить ладони у основания и постучать растопыренными пальцами как будто « зубами»)

Колобка он съесть хотел

А догнать то не сумел

Мишка большой и лохматый

В лесу сосал свою лапу

А колобок мимо катился

( вращать руками)

Взял и остановился

Мишке песенку пропел

( приложить руку к уху как будто хочешь прислушаться)

И к лисичке подоспел

А лиса хитра была

Колобка обманула она

Он ей песенку спеть решил

И на нос лисе вскочил

( дотронуться до носа)

А лиса свой нос подняла

И колобка проглотила она

( широко откройте рот, а затем закройте рот)

Сказке нашей пришел конец

А кто слушал молодец!

( погладить себя по голове).

Такие сказки очень нравятся детям. Они поднимают настроение, развивают пальчики, речь, внимание, память, воображение.

4.   Путешествуем дальше по ладошке. И четвёртый пальчик – пальчиковый театр теней. Мы с ребятами только недавно  начали играть в театр теней из-за того, что для него необходима темнота, а темно у нас только зимой. Когда наступает вечер и в группе становится темно, мы зажигаем настольную лампу и для детей начинается праздник: по стене причудливо начинают бегать тени, пальцы рук превращаются в собачек и кошек, облака и деревья. Начинается спектакль…

http://ejka.ru/uploads/images/7/9/2/1/7/aec329021c.jpg

http://ejka.ru/uploads/images/8/0/d/1/7/a1d23cb469.png

5.   И последний пятый пальчик – пальчиковый театр.

На свете есть разные игрушки – куклы Барби и пупсы, плюшевые мишки и зайчики, машины и конструкторы. А ещё есть такие куклы как пальчиковый театр. Пальчиковый театр – это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчик.

     Пальчиковый кукольный театр можно сшить из полотна ткани, связать из ниток, сделать из картона или цветной бумаги. Вязаный пальчиковый театр у нас есть, но ребятам фигурок не хватает. И мы с ребятами решили обратиться к вам за помощью – сделать бумажный пальчиковый театр. Я проведу небольшой мастер-класс по изготовлению такой игрушки. Потом дома самостоятельно вместе с ребёнком можете сделать такой пальчиковый театр с разными персонажами.

    Для этого театра нам понадобятся полоски цветной бумаги, ножницы, клей, карандаш, фломастеры. У вас на тарелках есть широкие полоски цветной бумаги. У всех они разные по цвету: это зависит от того кого вы будете делать. Например, из полосок оранжевой бумаги можно сделать лису, из зелёной – лягушку, из коричневой – медведя, голубой – зайца и т.д.

  1. Берём широкую полоску, она у нас шириной с пальчик, складываем её в цилиндр, намазываем клеем 5 мм. конец одной стороны и приклеиваем.
  2. Берём поменьше полоску. На ней мы свами будем карандашом рисовать голову нашего животного. После этого мы её вырезаем ножницами и оформляем фломастером.
  3. Приклеиваем голову к цилиндру.
  4. Из самых узеньких двух полосок мы рисуем лапки и их вырезаем, а потом приклеиваем.

Вот и получились у нас  персонажи сказки.

Такое занятие развивает творчество, фантазию, усидчивость, развивает пальчики, а значит и речь.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного  мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Поэтому, уважаемые родители, играйте со своими детьми, развивайте их пальчики, речь и радуйте их чаще. (раздать памятки)

                                         

                                        Памятка для родителей.

                           Уважаемые родители!

   Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту.     Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое  развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

          Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

11. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур,  создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

13. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети,  сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

14. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16.  Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

     Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Речевое развитие ребёнка»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, э...

Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук». Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь ме...

Доклад на родительском собрании: «Познавательное развитие детей в семье»

Познание - то сложное образование, в котором можно выделить как минимум два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведе...

Родительское собрание: «Речевое развитие ребенка, роль мелкой моторики»

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают....

Родительское собрание "Сенсорное развитие малышей"

Занятия настраивают родителей и поедагогов на тему предсторящего разговора, расшитряет преставление о сенсорном воспитании детей, создает атмосферу доверия и сотрудничества, повышает сомоосознание и о...

Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка

Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка...

родительское собрание : особенности развития речи детей 3-4 лет, и способы ее развития

в данной публикации рассказывается об соновных особенностях развития речи детей младшего возраста...