Выступление на педагогическом совете на тему: «Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Галимова Ирина Васильевна

Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литературный вкус? Вспомним слова Ж.Ж. Руссо: «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки, нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучить, когда вкус этот лучше разовьется».

Прививать детям любовь и вкус к литературному слову, к родному языку следует уже в дошкольном возрасте, а помочь в этом могут словесные мастерские. Что же это  такое?  Это такая форма организации совместной деятельности, в которой используются задания, требующие создания нужной атмосферы, активного общения, совместного творчества педагога и детей, когда «душа, ум и все помыслы педагога направлены на ребенка» (А. Окунев).

Опыт проведения мастерских в течение двух лет показал, что дети способны сочинять увлекательные рассказы и красивые стихи. Мы с детьми выпускали совместные и индивидуальные книжки и газеты в разных жанрах: это были и рассказы, и лирические стихотворения, и оды, и хокку, и шуточные стихи, и басни… Главная задача педагога – создать ситуацию, атмосферу, находясь в которой ребенок сам подберет нужные слова, рифмы, ассоциации. Знакомство детей с новым жанром эффективно осуществлять, используя живопись и музыку, чтобы у детей появился интерес и желание самим создать новое, пусть и небольшое, произведение. Когда дети уверены, что у них получается, они с удовольствием участвуют в мастерских, просят прочитать их стихотворение или рассказ снова и снова. Все работы получаются разные и по мысли, и по стилю, и по оформлению. У детей появляется заинтересованность, повышается самооценка,  развивается литературный вкус, речь.

Приведу пример проведения словесной мастерской в подготовительной группе. Надо сказать, что мастерские, в их классическом варианте, рассчитаны на школьников, но опыт работы показал, что можно адаптировать их и для детей дошкольного возраста, выбирая посильные задания, – и результат не заставит себя долго ждать. Итак, педагог выразительно читает детям стихотворение С. Есенина «Береза». На доске – иллюстрации, можно включить лирическую музыку. Затем педагог сообщает детям, что они сами будут сочинять стихотворение, опираясь на прослушанное. Далее следует повторное прочтение стихотворения, перед которым детям дается задание выбрать теплое и холодное слова. Объясняем, что слова выбираем по собственным ощущениям: теплое – согревающее слово, холодное – наоборот. Каждый ребенок называет слова, педагог записывает их на доске. Обсуждаем, оставляем, договариваясь, два слова: одно теплое и одно холодное. (После совместной мастерской желательно с каждым ребенком написать индивидуальное стихотворение со словами, которые выбрал именно он.) Далее вместе работаем с этими словами. Воспитатель делит колонку под каждым словом на три части: в первый столбик записывает определения к слову, во второй – рифмы, в третий – ассоциации (в этих заданиях дети предварительно упражняются и во время занятий по развитию речи, и во время прогулок). Затем договариваемся, выбираем одно слово. Это слово и будет названием нашего стихотворения. Выделяем его. Дети сочиняют стихотворение, опираясь на названные ранее слова, и рисуют иллюстрации. Педагог помогает, записывает детские высказывания, но не навязывает свое мнение – идет за детьми.

Пример записи:

Теплое слово

Холодное слово

заря

снежинки

яркая

моря

свет

легкие

пушинки

зима

красивая

даря

радость

нежные

слезинки

серебро

нежная

горят

солнце

красивые

росинки

добро

дивная

 

конь-огонь

волшебные

 

Снежная королева

Примеры получившихся стихов (в первой подгруппе выбрали теплое слово, во второй – холодное):

Заря
Яркая, красивая заря,
Будто в небе дивные моря,
Радость и свет нам даря,
По небосклону нежно разлилась,
Как конь-огонь красивый пронеслась.

Снежинки
Нежные пушинки,
Зимние росинки,
Снежной королевы
Волшебные слезинки –
Это же снежинки!
Снежинки – зимы серебро,
В Новый год они дарят добро!

И групповые, и индивидуальные стихи оформляются в виде газеты или книжки, их читают дети, родители, педагоги. Такую мастерскую можно провести для детей и их родителей, а родители могут попробовать придумать стихотворение со своим ребенком дома.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников».

Воспитатель  I кв. категории

Галимова И.В.

Бугульма, 2022 год


Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литературный вкус? Вспомним слова Ж.Ж. Руссо: «Вопрос не в том, чтобы преподать ребенку науки, нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучить, когда вкус этот лучше разовьется».

Прививать детям любовь и вкус к литературному слову, к родному языку следует уже в дошкольном возрасте, а помочь в этом могут словесные мастерские. Что же это  такое?  Это такая форма организации совместной деятельности, в которой используются задания, требующие создания нужной атмосферы, активного общения, совместного творчества педагога и детей, когда «душа, ум и все помыслы педагога направлены на ребенка» (А. Окунев).

Опыт проведения мастерских в течение двух лет показал, что дети способны сочинять увлекательные рассказы и красивые стихи. Мы с детьми выпускали совместные и индивидуальные книжки и газеты в разных жанрах: это были и рассказы, и лирические стихотворения, и оды, и хокку, и шуточные стихи, и басни… Главная задача педагога – создать ситуацию, атмосферу, находясь в которой ребенок сам подберет нужные слова, рифмы, ассоциации. Знакомство детей с новым жанром эффективно осуществлять, используя живопись и музыку, чтобы у детей появился интерес и желание самим создать новое, пусть и небольшое, произведение. Когда дети уверены, что у них получается, они с удовольствием участвуют в мастерских, просят прочитать их стихотворение или рассказ снова и снова. Все работы получаются разные и по мысли, и по стилю, и по оформлению. У детей появляется заинтересованность, повышается самооценка,  развивается литературный вкус, речь.

Приведу пример проведения словесной мастерской в подготовительной группе. Надо сказать, что мастерские, в их классическом варианте, рассчитаны на школьников, но опыт работы показал, что можно адаптировать их и для детей дошкольного возраста, выбирая посильные задания, – и результат не заставит себя долго ждать. Итак, педагог выразительно читает детям стихотворение С. Есенина «Береза». На доске – иллюстрации, можно включить лирическую музыку. Затем педагог сообщает детям, что они сами будут сочинять стихотворение, опираясь на прослушанное. Далее следует повторное прочтение стихотворения, перед которым детям дается задание выбрать теплое и холодное слова. Объясняем, что слова выбираем по собственным ощущениям: теплое – согревающее слово, холодное – наоборот. Каждый ребенок называет слова, педагог записывает их на доске. Обсуждаем, оставляем, договариваясь, два слова: одно теплое и одно холодное. (После совместной мастерской желательно с каждым ребенком написать индивидуальное стихотворение со словами, которые выбрал именно он.) Далее вместе работаем с этими словами. Воспитатель делит колонку под каждым словом на три части: в первый столбик записывает определения к слову, во второй – рифмы, в третий – ассоциации (в этих заданиях дети предварительно упражняются и во время занятий по развитию речи, и во время прогулок). Затем договариваемся, выбираем одно слово. Это слово и будет названием нашего стихотворения. Выделяем его. Дети сочиняют стихотворение, опираясь на названные ранее слова, и рисуют иллюстрации. Педагог помогает, записывает детские высказывания, но не навязывает свое мнение – идет за детьми.

Пример записи:

Теплое слово

Холодное слово

заря

Снежинки

яркая

моря

свет

легкие

пушинки

Зима

красивая

даря

радость

нежные

слезинки

Серебро

нежная

горят

солнце

красивые

росинки

Добро

дивная

 

конь-огонь

волшебные

 

Снежная королева

 

Примеры получившихся стихов (в первой подгруппе выбрали теплое слово, во второй – холодное):

Заря
Яркая, красивая заря,
Будто в небе дивные моря,
Радость и свет нам даря,
По небосклону нежно разлилась,
Как конь-огонь красивый пронеслась.

 

Снежинки
Нежные пушинки,
Зимние росинки,
Снежной королевы
Волшебные слезинки –
Это же снежинки!
Снежинки – зимы серебро,
В Новый год они дарят добро!

И групповые, и индивидуальные стихи оформляются в виде газеты или книжки, их читают дети, родители, педагоги. Такую мастерскую можно провести для детей и их родителей, а родители могут попробовать придумать стихотворение со своим ребенком дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на пед совете на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"

     В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отно...

Педагогический совет на тему: «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ:«Счастливая дорога от детского сада    до домашнего порога»Цель: Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в области обучения дош...

Выступление на педагогическом совете: «Формы организации театральной деятельности в детском саду».

Одним из эффективных видов деятельности, влияющих на формирование творческих способностей в условиях детского сада, является театральная деятельность. В нашем детском саду созданы все условия для разв...

Выступление на педагогическом совете с темой "Словесно-логическое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы.

Выступление на педагогическом совете, на родительском собрании с темой: "Словесно-логичесое мышление у детей с ОНР, в системе коррекционной работы" К выступлению предлагается презентация....

Презентация выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта в группе детского сада"

Презентация выступления на педсовете. содержащая слайды с фотографиями и краткие пояснения к ним....

Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»...