Беседа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цель: познакомить детей с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, характер музыки. Способствовать развитию умения перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать эмоциональный интеллект. Воспитывать эмоциональный отклик на произведение искусства, чувство сопереживания, эстетический вкус.

Материалы и оборудование: презентация «Рассматривание картины «Дети, бегущие от грозы», д\и «Определи настроение», д\и «Выбери краски», проектор, экран.

Предварительная работа:

1.Д\и «Определи настроение картины». Беседа о значении пиктограмм.

2.Беседа о теплых и холодных оттенках цветов. Д\и «Выбери краски» (по картине А.А. Пластова «Летом»).

3.Д\и «Подбери музыку к картине». Прослушивание разных по характеру музыкальных произведений (весёлая, грустная, протяжная; тревожная).

4.Д\и «Я-герой картины» ( по картине А.А. Пластова «Летом»)

 

Ход НОД:

 

1.Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. Воображаемая ситуация.

Воспитатель:

-Дети, вы хотели бы попасть в лето? (Ответы детей)

Тогда закрывайте глаза и представьте, что вы оказались на летней поляне рядом с лесом. Светит яркое солнце, всё кругом зеленеет, порхают бабочки, цветут цветы. Но вдруг стали сгущаться тучи, поднялся ветер, небо стало хмурым, вот-вот начнётся дождь, будут слышны раскаты грома.

Восп. включает аудиозапись «Шум грозы».( дети слушают с закрытыми глазами).

  • Открывайте глаза. Расскажите, что вы увидели и услышали. (Ответы детей)
  •  Гроза- великолепное и страшное явление природы. И страшно и опасно оказаться во время грозы наедине с природой, как это произошло с героями картины «Дети, бегущие от грозы». Давайте познакомимся с ней.

На слайде картина К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

2.Беседа по содержанию картины.

  • О ком эта картина?
  • Как вы думаете. Что случилось с детьми?
  • Как они оказались на поляне одни?
  • Можно ли находиться в лесу или в поле в такую непогоду? Почему?
  • Что делают дети?
  • Куда они спешат?
  • Почему сестра взвалила маленького брата на спину?
  • Давайте рассмотри м внимательно мальчика и девочку. Во что одета девочка? Что она несёт в переднике?
  • Как одет братец?

Обратите внимание на ноги детей. Деревенские дети летом ходили босиком. Так как ботинки и туфли были для них непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздником и перед походом в церковь.

  • Что вы можете сказать о волосах и лицах детей?
  • Что ещё изображено на картине? Рассмотрите передний план картины. Что мы видим?
  • Посмотрите на задний план. Что здесь изображено?
  • Расскажите о небе. Какое оно?
  • Соответствует ли цвет неба настроению детей?
  • Есть ли надежда на то, что дети успеют добежать до дома?

 

3.Беседа на восприятие.

(Воспитатель включает аудиозапись «Летняя гроза» А. Вивальди. Предлагает детям, глядя на картину прослушать композицию)

 

-Какие чувства вызывает у вас картина?  (Страх, беспокойство, переживание за детей)

Тревога- это сильное беспокойство, переживание за кого-то.

-Как вы считаете. Передаёт ли музыка, которую мы услышали, настроение картины?

( Музыка тревожная, и ощущение страха и тревоги за героев возникает, когда смотришь на картину.)

-Как вы думаете, какое настроение у героев картины, мальчика и девочки? Попробуйте подобрать нужную картинку.

 Д\и «Определи настроение».

Задание: среди данных пиктограмм, изображающих разные настроения, выбрать ту, которая соответствует настроению героев картины.

( Страх, волнение, испуг)

4.Физкульт минутка. «Массаж : «Дождь, дождь целый день барабанит в стёкла».

     5.Краткий рассказ об авторе картины.

На слайде: портрет художника К.Е. Маковского.

Автор этой картины Константин Егорович Маковский. Как и любой художник очень любил посещать выставки. Он любил рассматривать картины, посвященные детям. Дети вызывали у него сочувствие. И ему самому захотелось нарисовать детей.

6.Аналитическая беседа. Наблюдение. Экспериментирование.

На слайде: картина «Дети, бегущие от грозы».

-Любая картина, дети, имеет много загадок и секретов. И эта не исключение. Давайте попробуем их разгадать.

Загадка первая — это цвет.

-Если бы вы захотели нарисовать такую же картину, какие бы цвета вы выбрали?

Д\и «Выбери цвет».

Задание: Из палитры тёплых и холодных цветов выберите подходящие для этой картины. Назовите их.

-Какие оттенки преобладают в изображении природы: яркие или тёмные?

(Трава -тёмно-зеленая, вода в пруду- тёмно-коричневая, а небо- серое, серо-голубое)

-Каких оттенков больше в изображении детей: тёплых или холодных?

-Как вы думаете, почему художник выбрал тёмные оттенки?

(Чтобы передать ощущение тревоги. Страха, опасности, показать природу во время грозы.)

Вот мы и разгадали с вами первую загадку.

Загадка вторая- это композиция картины, то есть то, как всё в ней расположено, как всё взаимосвязано.

-Как вы думаете, почему художник изобразил девочку и мальчика в центре, а не на заднем плане? (Потому что хотел сделать из самым главным на картине)

- Почему художник не изобразил цветы? ( Перед дождём цветы закрывают свои бутоны)

7.Составление рассказа по картине. Д\и «Я — герой картины».

На слайде: Картина «Дети, бегущие от грозы».

-Что вы можете сказать о характере девочки, какая она? (Девочка трудолюбивая, заботливая, смелая, сильная)

-Вы хотели бы быть похожими на неё?

Предлагаю поиграть в игру «Я- герой картины».

Задание: представьте себя на месте этих детей ( мальчики — на месте мальчика, девочки — на месте этой девочки ) и расскажите о о том , что с вами случилось. Что надо сделать, чтобы успокоится? Как бы вы успокоили своего брата или сестру, если бы оказались на их месте? Представьте, что будут делать ребята, когда прибегут домой?

8.Творческое рассказывание детей. Оценивание рассказов.

9. Разбор пословицы «У страха глаза велики».

- Подходит ли пословица к картине? Почему? (ответы детей)

10.Рефлексия.

-С чем познакомились на занятии? Что нового узнали?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Война глазами художников" Экскурсия-беседа по картинам для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте содержится материал о картинах. Художники, писавшие их, бывшие участники Великой Отечественной войны. И свое видение войны они передают через картины будущему поколению....

Опыт для детей "Бегущая вода"

Цель: формирование представлений о свойствах воды.Задачи:1. Расширять представления детей о свойствах воды.2. Учить проводить лабораторные опыты, соблюдать правила техники безопасности.3. Развива...

конспект НОД по развитию речи по картине В.Е. Маковского «Хоровод дружбы»

конспект составлен по программе "Детский сад 2100" для занятия по кооммуникативной деятельности с детьми 5-6 лет с использованием пособия "По планете шаг за шагом".часть 5...

Рассказ по картине «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского

Рассказ по картине  «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского...

Конспект занятия для детей 4-5 лет. Беседа по картине "Кошка с котятами"

Картина - один из главаных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства, ее положительные преимущества  над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методическ...

Конспект занятия "Знакомство с картиной К.Е Маковского"

Конспект занятия "Знакомство с картиной К.Е Маковского"...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с 6 до 7 лет компенсирующей направленности с ТНР Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 г Новочеркасска            Конспектзанятия  по развитию р...