Конспект занятия "Знакомство с картиной К.Е Маковского"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ярочкина Елена Михайловна

Конспект занятия "Знакомство с картиной К.Е Маковского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_kartinoy_k.e._makovskogo.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме
Знакомство с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Цель: развитие творческого потенциала детей 4-7 лет, через знакомство их с картиной русского художника К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Задачи:

  •  познакомить детей с картиной русского художника К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
  • расширять кругозор детей, обогатить знания детей об искусстве, живописи;
  • развивать связную речь детей; мелкую моторику;
  • развивать словесно-логическое мышление, память;
  • формировать умение видеть задний план картины и другие ее детали;
  • развивать воображение

Материалы и оборудование: репродукция картины российского художника К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», различные материалы для изобразительного творчества, фотоаппарат, атрибуты для инсценирования.

Ход

1 занятие

I часть

Воспитатель вместе с детьми отправляются в картинную галерею. Дети выбирают картину для обсуждения.

II часть

- Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

- Какова композиция картины? (На переднем плане – испуганные дети, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).

- Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?

( Девочка и её младший брат, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

- Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовать эти краски, чтобы передать страх детей).

- Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)

- Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

- Я рада тому, что вы так много увидели на картине.

- Молодцы, ребята, вы все правильно назвали.

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами  — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем,

что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

Воспитатель предлагает детям пройти в группу и передать настроение картины через рисунок.

Дети приступают к заданию. Выполненные работы выставляются на выставку для обсуждения.

III часть

- С какой картиной познакомились сегодня?

- Кто художник?

- Понравилась ли она вам?

- Какие эмоции испытали при просмотре?

Похвала детей.

2 занятие

Воспитатель напоминает детям о картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

- Ребята, давайте подумаем, о чем могли говорить дети, во время побега?

Воспитатель вместе с детьми придумывают различные диалоги по сюжету картины.

Далее воспитатель предлагает детям русскую-народную игру «Веревочка».

Инсценировка – драматизация.

Дети подбирают наряды, соответствующие картине и атрибуты к ним.

Воспитатель фотографирует детей в образах, сравнивает с сюжетом картины.

- Понравилось ли вам инсценировать картину?

- Получилось передать настроение картины?

- Что было сложно?

Похвала и поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»

Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....

Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".

Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....

Конспект рассказывания по картине "Ежи"

Обучение детей рассказыванию по картине....

конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"

Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....

Конспект НОД "Осенняя картина" для детей с нарушением слуха 6-7 лет. Образовательная область "Художественное творчество".

Конспект НОД по художественному творчеству "Осенняя картина" для детей с нарушением слуха 6-7 лет. Нетрадиционное рисование....

конспект НОД по развитию речи по картине В.Е. Маковского «Хоровод дружбы»

конспект составлен по программе "Детский сад 2100" для занятия по кооммуникативной деятельности с детьми 5-6 лет с использованием пособия "По планете шаг за шагом".часть 5...

Беседа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Цель: познакомить детей с картиной К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, характер музыки. Способ...