Конспект по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы (с использованием ТРИЗ) «Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Орлова Татьяна Григорьевна

Конспект

по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы (с использованием ТРИЗ)

«Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimove_.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» г. САФОНОВО

Конспект

по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы (с использованием ТРИЗ)

«Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

                                             

                                                   

Цель: Знакомство с русской народной сказкой с применением новых технологий ТРИЗ, ИКТ

Задачи:

1. Создание  условий для развития творческого мышления при разрешении различных ситуаций, выделять противоречия между персонажами сказки, уметь сравнивать, сопоставлять, решать проблемную задачу.

2. Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение, смекалку, сообразительность.

3. Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (ФЭМП)», «Физическая культура», «Социально-коммуникативная», «Речевое развитие»

 Материал к занятию: мультимедийный показ иллюстраций, шапочки животных, аудиозапись, цифра 5 и 2.

Этимология слов: «Зимовье», «От зимы лета ищу», «Ухват», «Поживу», «Куманьки».

Конспект составлен с использованием технологий ТРИЗ, ИКТ.

Ход занятия.

Дети, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети. Сказка – это волшебство.

Сказка – это чудеса.

Сказка – это занимательный рассказ, приключения.

Воспитатель. Верно, именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.

Сейчас загадаю вам загадки, а отгадки живут в сказке, которую я вам расскажу.

1. Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок,

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца. (Свинья.)

2. Гуляют у речки

Рога и колечки. (Баран.)

3. Построен теремок

Там с курочкой – сестрицей

Жил братец … (Петушок.)

4. Спит или купается

Всё не раздевается.

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь.)

5. Встал он прямо у дорожки

Не идут от страха ножки.

И мычит бедняга:

«Му! Шаг я сделать не могу!» (Бычок.)

Воспитатель. Ох, какие молодцы, все загадки отгадали!

- Дети, о ком были загадки? – (О животных.)

- Где живут животные? (В сарае.). Значит, это …(Домашние животные.)

А сейчас, я вам расскажу и покажу сказку «Зимовье», в которой домашние животные – бык, свинья, баран, петух и гусь ушли зимовать в лес и вот что с ними приключилось.

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» с показом иллюстраций на мультимедиа.

Игра «Счастливые пары».

Детям одеваю шапочки животных: свинья – хряк, гусь – гусыня, бык – корова, петух – курица, баран – овечка.

Звери парами живут,

Дружат, семьи создают.

Мы поможем паре встретиться.

Хряка пусть свинья найдет                        Предлагаю выразить радость

Возле лужи у ворот.                                создавшейся паре, например,

                                                        Хрю-хрю-хрю, как же я тебя люблю.

Кошка встретит своего кота.                        Мяу-мяу – Верный друг.

Бык с коровой подружился.                        Му! – Как я в тебя влюбился.

А петух, конечно, с курицей                        Куд-куда, куд-куда,

Что кудахчет на всю улицу.                        Долго я тебя ждала.

Взгляд от счастья искрится                        Бе-ее, ну иди же ко мне

Желает баран с овечкой подружиться!

Звери счастливо в лесу живут

В гости всех к себе зовут.

Дети находят пары. Предлагаю «войти» в образ и изобразить счастливые пары животных, пляшущих под веселую музыку.

Дети садятся.

Воспитатель. Ребята, как по-другому вы назвали бы эту сказку? («Зимовье зверей в лесу», «Дружный домик» и т.д.)  ( Выслушиваю разные варианты названий)

- Чем похожи и чем отличаются все звери в этой сказке?

Похожи: домашние и дикие животные – это звери.

Отличаются: домашние животные живут в сарае, рядом с человеком. Дикие животные живут в лесу.

Как вы думаете, почему домашние животные ушли в лес? (От зимы лета пошли искать…)

- Представьте, что из сказки убежали все звери. Узнаем ли мы сказку без них? Почему?   ( домик останется пустым).

- Чем питались бык, баран, свинья, гусь да петух зимой в лесу? (Бык и баран – сеном, свинья – желудями, гусь и петух – плодами деревьев).

- Ребята, а кто вам из зверей больше всех понравился? (Бык.) Почему? (Потому что он сильный, трудолюбивый, надежный, верный и т.д.).

- Как вы думаете, бык – хороший друг? Какой он? (Верный, преданный, настоящий… друг).

- Подходит ли пословица о дружбе? (Друзья познаются в беде.)

- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

- А если бы …бык испугался, растерялся, что тогда могло бы случиться?

- Сколько зверей жило на «Зимовье»? (5)

- Где еще в жизни встречается число 5? (5 пальцев на руках и ногах).

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

- На какую цифру похожа цифра 5? (На цифру 2, если ее перевернуть).

- Ребята, в согласии жить – никто не одолеет. Домашние животные в «Зимовье» жили дружно, вовремя пришли друг другу на помощь и лесные звери испугались, убежали.

- Ребята, а вы умеете дружить.

- Для того чтобы подружиться, надо просто улыбнуться.

Мы умеет улыбаться

Можем мы и погрустить.

Очень любим мы смеяться,

Ну, а главное – дружить!

Дети выполняют мимические упражнения: улыбаются, грустят, смеются, на последней строчке дают друг другу руки.

Воспитатель. Наши добрые соседи

Живут в одной веселой сказке.

Давайте все подружимся,

И будет на земле

Веселое содружество

Животных и людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»

Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Чтение сказки «Воробьишко» Максима Горького.

Задачи: Помочь детям понять смысл и идею произведения. Учить внимательно слушать литературное произведение. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к художественной л...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы с детьми средней группы. Тема: Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью опорных картинок.

Задачи: уточнить знания детей о приметах весны; продолжать учить детей понимать поэтическое произведение...

Итоговая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы № 5 на тему: «Путешествие в сказочную страну»

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки - схемы (мнемотаблицы). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную ...