Конспекты занятий по развитию речи в средней группе
материал по развитию речи (средняя группа)

Щербакова Наталья Петровна

Конспекты занятий по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по развитию речи в средней группе

Воспитатель: Щербакова Н.П.

Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Задачи:

—   связная речь: учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);

—   словарь и грамматика: учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).

Материал: картина «Кошка с котятами» [2]; игрушки (кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята); сорока (картинка).

* * * Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель. Кто нарисован на картине?

Дети. Кошка и котята.

Воспитатель. Что делают котята?

Дети. Играют около мамы.

Воспитатель. А что делает рыжий котенок?

Дети. Играет с клубочком.

Воспитатель. Какого еще котенка вы видите?

Дети. Серого, пушистого.

Воспитатель. Что можно про него сказать?

Д е т и. Он лакает молоко.

Воспитатель. Что делает третий котенок?

Дети. Спит.

Воспитатель. Посмотрите на кошку-маму, расскажите, какая она, как она смотрит на котят.

Воспитатель предлагает детям вместе рассказать про кошку и котят.

«Эта картина называется... кошка с котятами. Кошка... большая, пушистая, белолапая. Она смотрит... на своих котят. У кошки-мамы три котенка — один рыжий, другой серый, а третий черный. Рыженький котенок... весело играет с клубком ниток. Серый котенок... лакает молоко из блюдца. А третий котенок... свернулся клубочком и спит около мамы. Всем — кошке и котятам... хорошо, радостно».

Далее воспитатель приглашает к столу трех детей: первый рассказывает про кошку-маму, второй про котят, третий придумывает концовку рассказа. Так же дети составляют еще 2—3 рассказа.

У кого из вас дома есть кошка или котята?

Дети отвечают. Какие они?

Дети отвечают. Как их зовут? Расскажите про них.

Дети рассказывают.

Физкультминутка

Воспитатель. Сейчас вы все будете котятами, а я буду давать вам разные команды. Поднимите вверх лапки.

Дети поднимают вверх руки. Потянитесь.

Потягиваются. Потанцуйте.

Танцуют. Помяукайте.

Мяукают. Теперь команды будет давать... Оля (Лена, Ваня).

Воспитатель сопровождает свою речь демонстрацией игрушек (картинок).

У девочки Вари были кошка с… котятами, собака со... щенятами, утка с. утятами, курица с... цыплятами.

Как-то раз утята побежали к реке. Ныряют, плавают, а котята и цыплята смотрят на них. Вдруг слышат: тра-та-та-тах! Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята — к кошке, щенята — к собаке, утята — к утке, цыплята — к курице. Успокоили мамы своих детенышей, и снова прибежали к воде... утята. От кошки бегут... котята. От собаки побежали... щенята, от курицы... цыплята. И вдруг снова: тра-та-та-тах! Опять побежали малыши к своим мамам: утята к утке, щенята к собаке, цыплята к курице. И спрашивают: «Кто так страшно трещит?» Смотрят, метнулась к лесу птица какая-то: сама черная, бока белые, хвост длинный. Затрещала: тра-та-та-тах! да и скрылась. Кто же напугал малышей — и утят, и щенят, и котят?

Дети отвечают. Воспитатель демонстрирует картинку-подсказку после первых ответов детей.

Как вы думаете, нужно ли бояться сороку? Дети отвечают.

Описание игрушек — собаки, лисы.

Составление сюжетного рассказа

по набору игрушек

Задачи:

—   связная речь: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения;

—   словарь и грамматика: закреплять умение соотносить на- 1 звания животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи;

— звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков [с]—[с'] изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

Материал: картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звук [с] (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.

Воспитатель. Послушайте, про кого я загадаю загадку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». Кто это?

Дети. Собака.

Воспитатель (показывает игрушку собаку). Рассмотрим внимательно собаку и расскажем, какая она, что умеет делать, а я вам помогу.

«Это... собака. Она... черная, лохматая. Собака умеет... лаять, бегать, рычать. Собака какая? Красивая, пушистая. Мне она... нравится».

Какой первый звук в слове собака? Скажи, Оля, это слово так, чтобы мы слышали звук [с].

Ребенок выполняет.

Посмотрите, а это кто? (Показывает игрушку лису.)

Дети. Лиса.

Воспитатель. Расскажите, какая лиса, опишите ее.

Дети. Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса любит ловить мышей. Она красивая.

Воспитатель. Катя, произнеси слово «лиса» так, чтобы мы слышали звук [с]. Катя. Лис-са.

Воспитатель. А сейчас скажи: са-са-са — у меня лиса. Ребенок выполняет.

Кто скажет эти слова про Катю?

Дети. Са-са-са — у Кати лиса.

Воспитатель.Передай, Катя, лису Саше, скажи: су-су-су — даю Саше лису.

Ребенок выполняет.

А ты, Саша, как ответишь?

Саша. Са-са-са — у меня лиса. Воспитатель. Дети, у кого лиса?

Дети отвечают.

Упражнение проводится в разных вариантах, рифмовки дети проговаривают громко и тихо, медленно и быстро.

Послушайте, что я вам скажу: у Сони и Сани быстро едут сани.

Дети повторяют скороговорку сначала в медленном темпе, затем в быстром. Воспитатель предлагает поднять картинки, в названии которых есть звук [с] или [с'].

Физкультминутка

Воспитатель. А теперь мы поиграем. Возьмем насос и будем накачивать воду. Воздух с силой вырывается из насоса и слышен звук [с].

Дети имитируют работу с насосом и произносят звук [с] протяжно, на одном выдохе. Упражнение повторяется несколько раз. Затем по заданию воспитателя они имитируют работу с маленьким насосом.

Давайте поиграем с животными в прятки. Жил-был котенок Пух. Почему его так звали?

Дети отвечают.

Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... поросятами. Поросята маленькие, розовые, с носами-пятачками и хвостиками крючком. А свинья какая?

Дети отвечают. Кто хочет рассказать о ней?

Желающие рассказывают. В случае затруднения воспитатель помогает ребенку, подсказывая начало фразы.

«Это... свинья. Она... У нее... Ушки у свиньи... а хвост... Свинья умеет...».

Вслед за ними прибежали белочка и ее малыши... бельчата. Мама-крольчиха привела своих... крольчат, а слониха... слонят.

Мамы сели в сторонке (группирует игрушки полукругом слева от себя), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные — прятаться. (Прячет «малышей» за ширму.) Попря-тались малыши. Искал, искал Пух. На столе — нет, под столом — нет. Наконец, отыскал и бельчат, и поросят, и слонят. (Ставит «малышей» рядом с «мамами» в пары.) А кого-то он не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Мама крольчат.) Нашлись крольчата, вот они!

Снова Пух стал водить, а малыши — прятаться по всей группе. Дети, вы поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать, Оля? А ты, Петя?

Дети берут игрушки, кто какую хочет, и называют их. Спрячьте крольчат за кубик.

Дети прячут.

Пух идет искать. Кого он должен искать?

Дети. Крольчат.

От имени Пуха говорит воспитатель.

Пух. Где же они? На столе — нет! Под столом — нет! А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Дети, куда спрятались крольчата?

Дети отвечают.

Воспитатель ставит крольчат к крольчихе. Пух опять водит.

Воспитатель (говорит тихо, почти шепотом). А теперь спрячьте поросят.

Дети прячут, Пух ищет.

Пух. Они, наверное, за кубиком. Нет! Где же они? (Смотрит под стол.) Вот они! Дети, куда спрятались поросята?

Дети отвечают.

Аналогично прячут и отыскивают бельчат и слонят.

Воспитатель. А сейчас скажите, в названиях каких животных и их детенышей вы слышали звук [с] или [с']?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...