Упражнение «Сочиняем сказки»
материал по развитию речи

Высоцкая Валентина Владимировна

Сочинять рассказ по картинкам, на первый взгляд может показаться пустяковым делом. И это так для тех, у кого с воображением все впорядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie_sochinyaem_skazki.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Сочиняем сказки»

Сочинять рассказ по картинкам, на первый взгляд может показаться пустяковым делом. И это так для тех, у кого с воображением все в порядке.

Занятие с детьми «сочиняем рассказы по картинкам» отлично развивает разговорную речь, стимулирует функцию мозга, будит фантазию.

Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.

Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели:

  • Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей).
  • Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность.
  • Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.

Самые маленькие детки лишь описывают предметы и объекты на картинках. Те, кто постарше уже могут комментировать действия и события. Совсем большие ребята полностью включаются в события на рисунках, придумывая последствия от изображенных событий, объясняя их причины.

Этот мир может быть чистым волшебством и фантазией, а может - в этом мире действуют герои, близкие нам на данный момент, случаются ситуации, в которых нужно преодолевать препятствия, решать какие-то задачи. И это уже – сказкотерапия.

Чем хороша сказкотерапия?

  • Ребенка легко вовлечь в сочинение сказки (то есть сориентировать на решение проблемы).
  • В ходе решения проблемы избегаем открытых нравоучений и давления.
  • В силу «гипотетичности» сказочных происшествий, ребенок более открыт и склонен к проявлению себя (сейчас же «не о нем» речь, а значит – можно все).
  • Формируется уверенность в том, что проблему всегда можно решить, что всегда есть выход.
  • Сказка подспудно учит решать реальные жизненные задачи.

Какие сказки мы можем сочинить?

«Что вижу, то пою».

Не терапевтические, а сугубо фантазийные сказки. Вы можете просто сочинять небылицы типа «Ехал Грека через реку». Такие истории ближе к поэзии, не имеют пресловутого «сказка – ложь, да в ней намек», часто вообще не имеют смысла («бессмыслица»). Например, всем известный «Телефон» Чуковского – ну, какой там смысл? Кстати, в английской детской поэзии принцип «нонсенса» (абсурда, чепухи) встречается очень часто. «Алиса в стране чудес» – сплошная нелепица. И дети любят такие произведения!

Фантазийная сказка может иметь некий описательный характер, в ней нет идеи, нравоучения, а просто описание жизни как она есть (жизни листочка, муравья или реки).

Сказка «со смыслом».

Большинство сказок учат быть добрым и храбрым, находчивым и трудолюбивым. Это сказки, которые формируют определенные ценности и убеждения.

Терапевтические сказки.

Берем актуальную задачу и предлагаем (ищем вместе) различные способы ее решения. Например, прекрасный сборник «воспитательных» сказок - «Маша и Ойка» для девочек 2 – 4 лет. Сейчас существует большой выбор подобной литературы.

Как сочинять сказки для детей и с детьми?

1. Спонтанно и по наитию.

2. Оживление неживого – само по себе сказка (например, «Лен», «Ель» Андерсена).

3. На основе уже существующей сказки (замена героев, «декораций», времени и тп).

Сказки можно комбинировать (например, Маша попадает не в домик трех медведей, а в гости к трем поросятам; старик Хоттабыч появляется не у Вольки, а у нас дома). Сказки можно «дописывать» (что стало потом с Золушкой и принцем, Гарри Поттером и его семьей).

4. По шаблону.

  • Время действия.
  • Место действия.
  • Главный герой.
  • Основной противник.
  • Ситуация, которую надо разрешить.
  • Основное событие.
  • Помощники главного героя
  • Помощники основного противника.
  • Развязка (торжество героя).

5. Словесные игры. Придумайте несколько не связанных между собой слов и объедините их в одном сюжете (например, по два в каждом предложении). Так рождаются сказки – нелепицы, которые можно оставить «как есть», а можно – придумать осмысленные сюжеты.

Даже просто выразительное рассказывание сказки – это урок вчуствования и ораторского мастерства.

Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно. Сказки можно печатать (желательно, по свежим следам, пока не забыли). Можно иллюстрировать сказки готовыми картинками.

Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.

К сказке можно подбирать ассоциативную музыку, сочинять стишки и песенки.

Список используемой литературы:

https://psychologos.ru/articles/view/uprazhnenie-sochinyaem-skazki

http://bibldet.ru/vzroslym/roditelskoe-prosveschenie/?id=223%20%20

https://sertolovo-detki.ru/mamina-kopilka/sochinjaem-skazki/sochinyaem-rasskaz-po-kartinkam


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Я сочиняю сказки"

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздается обобщенное изображение мира и человека; выделяется несколько разновидностей жанра: волшебная с...

Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».

Занятие  в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...

Сочиняем сказки" Сказки маленькой Феи"

Взрослые и дети любят сказки.Сказки учат нас добру и прилежному труду .В мире сказок ребенок может проявить свой талант играя в любую роль, развить творческие способности, полюбить своих сказочных гер...

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...

Упражнение «Сочиняем сказку»

Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагаетс...