Главные вкладки

    Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Шульга Оксана Николаевна

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по составлению сказки с помощью метода каталога

    «Сочиняем сказку»

    для подготовительной группы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Шульга15.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Составляем сказку вместе». (на основе метода каталога)

    Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

    Алгоритм

    1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
    2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
    3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
    4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
    5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
    6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
    7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
    8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

    Методические рекомендации

    Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

    Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

    Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

    — Жил-был… Кто? — С кем он дружил? — Пришел злой… Кто? — Кто помог друзьям спастись?

    Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

    — Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) — Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) … Куда? — Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? — Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? — Где наши друзья стали жить
    — Что стали делать? 

    — Задается вопрос детям.

    Например, «Жил-был кто?» — Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например, «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. — Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. — Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

    Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

    — «Собирать» сюжет в быстром темпе. — Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). — Использовать приемы драматизации. — Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».

    По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.

    Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

    Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Весенняя сказка Снегурочка" по мотивам сказки Островского - сценарий драматизации для детей старшей и подготовительной групп

    представлен подробный сценарий  сказки - драматизации по мотивам сказки Островского, возрастная категория детей, участвующих в сказке 5-7- лет,  с использованием музыки Римского -Корсакова...

    Музыкальная сказка "Чудесное превращение Федоры" по мотивам сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" для детей подготовительной к школе группы

    Музыкальная сказка "Чудесное превращение Федоры" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется проводить 1 апреля, в день рождения К.И. Чуковского....

    Составление сказки с использованием метода «Каталога»

    Составление сказки с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять ска...

    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление сказки с использованием метода «Каталога»

    Материал может быть полезен воспитателям и учителям-логопедам для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

    «Рассказывание русской народной сказки с помощью метода моделирования»

    Развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - нагляднойопорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки...

    Дидактическая игра: «Сочиним сказку с помощью схем, моделей»

    Развитие воображения, коммуникативных навыков, связной речи у старших дошкольников....