Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шульга Оксана Николаевна

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по составлению сказки с помощью метода каталога

«Сочиняем сказку»

для подготовительной группы

 

Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты

и составлять текст сказочного содержания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulga_o.n.konkurs_met.razrabotki.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Составляем сказку вместе». (на основе метода каталога)

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
  3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
  8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

— Жил-был… Кто? — С кем он дружил? — Пришел злой… Кто? — Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) — Пошел гулять (путешествовать, смотреть…) … Куда? — Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? — Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? — Где наши друзья стали жить
— Что стали делать? 

— Задается вопрос детям.

Например, «Жил-был кто?» — Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например, «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. — Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. — Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

— «Собирать» сюжет в быстром темпе. — Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.). — Использовать приемы драматизации. — Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по составлению сказки с помощью метода каталога

«Сочиняем сказку»

для подготовительной группы

Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты

и составлять текст сказочного содержания.

Задачи:

Образовательные:

- развивать умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно

выбранные объекты;

- развивать умение составлять сказочный текст по модели, в которой

присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их

друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).

Коррекционно-развивающие:

- развивать воображение, нестандартное мышление, внимание, память, связную

речь;

- закреплять умение работать в мини - группах, преследуя и достигая

поставленную цель;

- активизировать и обогащать словарь детей;

- развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к сочинительству сказок.

Материал: иллюстрации из народных и авторских сказок, цветные карандаши,

бумага, клубок.

Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Я -твой друг и ты – мой друг,

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Л: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (дети отвечают)

Л: Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем

передавать его друг другу и желать чего-нибудь. Передадим вместе с ним наше

хорошее настроение. (дети передают клубочек из рук в руки друг другу)

- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Что стало с нашим клубочком?

Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

Введение

Л: Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит

слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает,

что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у бабушки Даши?

- А что такое сказка? (сказка – это вымышленная история со счастливым

концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках

присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.

Недоступное становится доступным, нереальное реальным).

- Ребята, а вы любите сказки?

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может все случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

- Вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)

- Скажите, а мы с вами все знаем о сказках?

- Какие бывают сказки?

- Кто или что может быть героем сказки?

- Где могут проходить сказочные действия?

Основная часть.

Л: Ребята, превратимся в сказочников и сочиним сказку, воспользуемся

вопросами:

Л: Как мы начнем нашу сказку?

Д: Жил- был.

Л: Жил-был. Кто? Какой он был? (Главного героя находим в книге)

Д: Кот.

Л: Какой он был?

Д: Рыжий, пушистый, с голубыми глазами

Л: что он больше всего любил делать?

Д: спать, ловить мышей и сосиски.

Л: Как его звали?

Д: Тишка

Л: Какой по характеру был кот?

Д: Веселый.

Дальнейшее сочинение сказки по методу «каталога»

Л: Кто был его друг?

Д: выбираем из книги (Ежик)

Л: Как он выглядел?

Д: он был колючий, серого цвета.

Л: Чем он занимался?

Д: Он собирал в лесу ягоды и грибы и угощал своих друзей.

Л: Какой по характеру был ежик?

Д: Смелый, отважный, добрый.

Л: Пошли друзья однажды гулять. Куда?

Д: В лес.

Физминутка

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

Л: Встретил кого злого?

Д: (выбирают в книге) Волка.

Л: По каким признакам определим злого героя?

Д: Он был зубастый, глазастый и громко рычал, серого цвета и большой.

Л: Как этот герой хотел навредить?

Д: Он хотел покусать кота и ежа и отнять у них грибы.

Л: Кто помог?

Д: ежик.

Л: Как он помог?

Д: Он сложился клубочком и покатился к волку и уколол своими колючками

ему ногу. Волк испугался, завыл и убежал. А друзья отправились домой.

Л: Какое название мы дадим нашей сказке?

Д: «Хорошие друзья»

Л: Кто хотел бы рассказать сказку целиком? (Один из желающих рассказывает).

Организация продуктивной деятельности

Л: давайте сделаем вместе книжку о Тишке и его друге. (дети изготовляют

книжку: рисуют иллюстрации).

Итог:

1 Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?

2 Получились ли у нас новая сказка?

3 Что вам больше всего понравилось?

4 Интересная сказка получилась?

5 Какие жизненные правила можно вывести из нашей сказки?

6 Чему она учит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование) в подготовительной группе на тему «Моя семья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Коммуникация» (развитие речи) и «Художественное творчество» (рисование)  в подготовительной  группе на тему «Моя семья»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-математическому развитию «В гости к Лесовичку» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Точная наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Необычное космическое путешествие» с детьми подготовительной группы.

Вашему вниманию предоставляется итоговое занятие с детьми подготовительгой группы. В "Необычном космическом путешествии " использовались  разные лексические темы и задания для речевого разви...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Загадочный космос» с детьми подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Использование современных образовательных технологий -...

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...