Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "В стране горного короля" в подготовительной группе.
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Лысенко Татьяна Николаевна

Развивать познавательные и творческие способности детей. Способствоватьувелиению объёма внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений                                                          В подготовительной группе                                                                                                     Тема: "В стране Горного короля"

Цель:

  • Закрепить знание правой и левой стороны на листе бумаги и в пространстве относительно себя и объекта, учить детей ориентироваться в масштабном плане, развить образное и пространственное мышление.
  • Закрепить умение решать арифметические примеры в пределах 20, закрепить знание геометрических фигур и цвета.
  • Развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот.

Материалы.

Три настольно-печатных игры для развития пространственного мышления: "Колечки", "Найди ключ", "Панель управления". См. Приложение.            План группы . Три листка с подсказками (см. по тексту). Картонные или деревянные ворота, изображающие вход в волшебную страну, картонная или деревянная решётка, изображающая вход в подземелье. Небольшая игрушечная машина. Большая машина, в которую может поместиться несколько детей (можно сделать из стульев, задрапированных тканью). Физкультурные воротца разной величины. Нарисованные пауки и паутина для декораций подземелья.                                                                                  Набор листов бумаги по количеству детей с нарисованными геометрическими фигурами. Набор чистых листов бумаги, по два листа на каждого ребёнка. Карандаши по количеству детей. Дощечки для лепки по количеству детей. Записи музыки Э. Грига, М. Щербакова, В. Высоцкого. Две записи мужского голоса со словами Волшебника и Горного короля (см. по тексту). Школьная доска с написанными на ней арифметическими примерами в пределах 20.

Организация детей.                                                                           Воспитатель. Сегодня мы совершим в Мифландию, страну, где еще остались волшебники, феи и даже живые вещи. Чтобы туда попасть, нужно очень осторожно пройти по лабиринту (если мы ошибёмся, то Мифландия окажется навсегда от нас спрятанной) и потом найти ключ к воротам Мифландии.

  Лабиринт "Змейка"

Дети строятся в колонну, держа друг друга за пояс. Воспитатель указывает направление движения: "Направо! Налево по диагонали!" и т. д.

Воспитатель. А вот и волшебные ворота Мифландии, посмотрите, сколько здесь ключей, только один подходит к замочной скважине. Мы должны его найти, но как только мы приложим к воротам неправильный ключ, вход в страну исчезнет, превратится в обычный лист картона, так что будьте внимательны, не ошибитесь!

  Игра "Найди ключ"

(см. Приложение)

  Когда ворота открыты, раздаётся музыка Э. Грига "В пещере Горного короля".

 Воспитатель. Как странно! Совсем не похоже на ту Мифландию, где я побывала в детстве! Видимо, что-то здесь произошло.

  Въезжает машина и останавливается

Воспитатель. Что это? Смотрите, здесь какая-то записка: "Помогите! Помогите! Власть в нашей стране захватил Горный король. Он превратил страну в скалы и подземелья, запер все сказки. Взял в плен меня, Волшебника-изобретателя. Горный король превращает людей в камни, машины в груды железа, вещи - в кучи мусора. Расколдуйте нашу страну!!! Прогоните Горного короля! Для этого нужно найти Машину будущего, которую я начал делать. Как только она заработает, Горный король исчезнет, а Мифландия будет прежней страной сказок. Ищите Машину будущего, где она, узнаете по подсказкам. Первая подсказка обозначена на плане."

На плане группы крестиком обозначено местоположение подсказки.  

Воспитатель. Мы должны помочь жителям Мифландии. Давайте организуем отряд спасателей и разгадаем все загадки, расколдуем страну. Бойся, Горный король! Но для того, чтобы стать спасателем, нужно быть очень внимательным, давайте потренируемся и проверим, готовы ли мы к путешествию.

 Игра "Пожалуйста"

Дети становятся в круг, а воспитатель просит их что-нибудь сделать - присесть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши. Если воспитатель добавляет к своей просьбе слово "пожалуйста", то дети её выполняют, иначе - стоят неподвижно)

  Дети ориентируются по плану группы и маршируют к месту первой подсказки под музыку с пластинки "Алиса в стране чудес" - Пунктиры.

 Воспитатель. Ну что ж, вы нашли первую подсказку. Давайте её прочитаем "Чтобы победить Горного короля и отыскать Машину будущего, нужно проникнуть в подземелье. Решетка откроется, когда вы произнесёте без ошибок заклинание. В какую сторону разорваны колечки?"

  Игра "Колечки"

(см. Приложение)

Раздаётся музыка Э. Григ "В пещере Горного короля" II часть.

 Воспитатель. Вот мы и в подземелье. Слышите, Король где-то рядом! Где же следующая подсказка? Что там написано на дереве?

  Воспитатель просит прочитать кого-нибудь из детей надпись "Ищи здесь". Под деревом лежат геометрические фигуры, нарисованные на листах бумаги.

 Воспитатель. Это же заколдованные жители Мифландии! Им нужно помочь. Для того, чтобы их расколдовать, вы должны дорисовать эти фигуры. На что они похожи? Это ведь люди, животные, дома...

  Игра "Расколдуй геометрические фигуры" (ТРИЗ)

Дети должны дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы она стала похожа на какую-либо вещь, человека, животное, здание и т. п.

  Когда большинство фигур расколдовано, слышится "Марш кротов" М. Щербакова.

Воспитатель. Нам хотят помешать! Это слуги Горного короля - кроты, пустились за нами в погоню. Мы спрячемся от них в этот туннель.

  Физкультминутка "Проползи под воротца"

Дети должны проползти под воротцами разной величины

Воспитатель. Что это за камень? На нём что-то написано. Надпись: "Помощник Волшебника". Чтобы его расколдовать, нужно произнести заклинание посильнее, чем для ворот подземелья. Нужно вслух и правильно решить эти примеры!

Дети решают написанные на доске примеры. После того, как примеры решены правильно раздаётся голос "Спасибо вам, спасатели! Я спасён, но боюсь оставаться в Мифландии. Мне не справиться с Горным королём, только вы можете нам помочь! Станьте лицом к зрителям, отсчитайте пятый стул с правой стороны, там следующая подсказка. Будьте осторожны, она заколдована, по ней нужно всё делать наоборот."

 Игра "Наоборот"

Воспитатель зачитывает указания "Пойдите направо, повернитесь к окну и т. п.", а дети должны выполнять все указания наоборот - пойти налево, повернуться к двери. Если дети всё сделают правильно, то они найдут Машину будущего

Опять слышится "Марш кротов" М. Щербакова.

Воспитатель. Мы уже почти у цели, но слуги Горного короля нас почти догнали. Убегать уже некуда. Мы создадим своё фантастическое войско, которое справится с кротами. Вы ведь не забыли, что Мифландия - волшебная страна? Мы нарисуем наше войско.

 

Игра "Сюрреалистический рисунок" (ТРИЗ)

Дети разбиваются на тройки, один из тройки начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Каждый должен изменить предыдущий рисунок, например, если один из детей начал рисовать цветок, второй должен пририсовать к нему куриные ноги, а третий - завершить рисунок короной. Чем необычней и абсурдней получится персонаж, тем лучше

  Пока дети рисуют своё войско, играет музыка исторического фестиваля "Белый Замок"

Воспитатель. Кроты бежали! Наши фантастические воины прогнали их! Скорей к Машине! Что это? Она не работает!

Раздаётся голос Горного короля: "Ха! ха! ха! Вы думали, что победили меня? Машина никогда не заведётся! Я сломал панель управления."

 Воспитатель. Смотрите, Изобретатель оставил инструкцию, мы починим панель управления. Но перед тем, как мы приступим к починке, я хочу вновь проверить вас на внимательность, ведь если мы ошибёмся, Мифландия навсегда останется в рабстве у Горного короля.

  Физкультминутка "Вверх-вниз, наоборот"

Дети становятся в круг, воспитатель даёт указания: "Присядьте! Подпрыгните! Поднимите правую руку! Поднимите левую руку!" Дети должны всё сделать наоборот

Воспитатель. Теперь я думаю, мы готовы к починке Машины.

 Игра "Панель управления"

(см. Приложение)

Воспитатель. Ура! Машина заработала, Горный король побеждён. Мифландия спасена! Только в ней не осталось ни одной машины, кроме этой.

Игра "Что было бы, если бы не было ни одной машины" (ТРИЗ)

Воспитатель предлагает детям представить, что случилось бы, если бы все машины на свете исчезли

Воспитатель. Спасать уже никого не надо, нужно изобретать. Побудем немного конструкторами-изобретателями и создадим для Мифландии новые машины. Мы придумаем чертежи, а жители страны по ним построят машины. Какой она будет, наша машина для Мифландии?

Игра "Хорошо-плохо" (ТРИЗ)

Воспитатель предлагает детям решить, машины - это хорошо или плохо, что в них хорошего и что плохого и предлагает разрешить возникшие противоречия

Воспитатель. Машина для Мифландии должна работать на безвредном топливе. Как вы думаете, что не загрязняет окружающей среды? Как из этого сделать топливо? Что работает бесшумно? Как сделать таким же двигатель?

Дети могут давать самые разные ответы

Воспитатель. Осталось придумать только внешние признаки. Для фантастических героев страны придумаем фантастические машины.

Метод фокальных объектов (ТРИЗ)

Воспитатель предлагает детям назвать три любых слова, например, дерево, мяч, шапка. Затем детям нужно дать по три характеристики каждого объекта, например, мяч - круглый, резиновый, прыгучий. Эти характеристики переносятся на новый объект, в нашем случае на машину. Дети должны придумать и нарисовать машину, которая отвечала бы характеристикам, данным мячу, шапке и дереву.

Воспитатель. Раз мы теперь знаем, какими будут наши волшебные машины, мы можем создавать чертежи для постройки машин Мифландии.

По мере завершения рисунков дети-конструкторы защищают свои работы, объясняя принцип действия своих машин.

Воспитатель. Ну вот, Мифландия спасена, её вновь населяют сказки, мы даже придумали новые машины для её жителей. Нам пора домой! Станцуем на прощание мифландцам?

  Танец "Носики"

(дети могут станцевать и любой другой танец)

Выход из Мифландии - при помощи лабиринта "Змейка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

1.Учить подбирать предметы,ориентируясь на их признаки(цвет,форму,размер).2.Развивать представления детей о форме.3.Закрепить умение детей выделять свойства предметов.4.Развивать внимание,память,мышле...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «В ГОСТИ К ТРЁМ МЕДВЕДЯМ»

1.Лепка из солёного теста2.Технология Игровая обучающая ситуация3.Моделирование4.Пальчиковая гимнастика5.Элементы игры- драматизации...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во 2-й младшей группе «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

1.Технология развивающих игр с тактильными дощечками2.Психогимнастика3.Элементы игры- драматизации4.Пальчиковая гимнастика5.Игры на звукоподражание...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Число 21» в подготовительной к школе группе.  Цели: Знакомство с ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Грибок для ежика» (подготовительная к школе группа)

Цель: закреплять знание детьми геометрических фигур, умение делить целое на две и четыре части путём складывания, представление о том, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной ...