Конспект ОД "Приметы осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи "Приметы осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_primety_oseni.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД в подготовительной группе

по развитию речи на   тему: «Приметы осени».

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;  
  • активизировать словарь: термометр, величавая, очаровательная, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, лиловый, золотой, багряный.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

 

Предварительная работабеседа о временах года (осень, зима, весна, лето), разучивание стихотворений о природе известных поэтов А.С.Пушкина, чтение   рассказов об осени, рассматривание картин, чтение загадок, пословиц и поговорок про осень, рисование на тему «Золотая осень», дидактические игры.

Основная часть.

- Внимательно послушайте загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

- Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью!).

- А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?   (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени).

- Почему это стихотворение грустное?  (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

-  Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, поздняя).

-  Посмотрите на экран.  Вы видите несколько картин с изображением осени.   Какая на них изображена осень. (Дети   называют).

Игра "Погода осенью".

-  Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

-  А как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).    

 Физкультминутка «Зайка».

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью).

Зайка корм себе искал. (Мелкие подскоки на двух ногах).

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки. (Пальцами изображают ушки).

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется. (Пугливо оглядываются).

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтобы найти никто не смог. (Свернулся в клубок).

-  Какие работы у людей в ноябре?  (Работы в саду, на полях, на огородах закончились).

-  Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?  (в ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре).

-  Ребята, в нашем детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

(Воспитатель открывает крышку, а дети называют приметы).

 Приметы.

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Много желудя на дубе - к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

-  Наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет и знает много пословиц. Молодцы!

-  Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей):

Никогда бы не было коротких дней.

Не смогли надеть осеннюю одежду.

Не увидели золотую листву.

Не наблюдали за цветными листьями.

Не было бы листопада.

Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.

Не успели бы улететь птицы на юг.

Не было бы туманов.

Не наблюдали бы за инеем.

Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.

Не летали бы серебряные нити паутины.

Не смогли бы поесть сладкой рябины.

Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.

Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

Не убирали бы богатый урожай в огородах.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

-  А хотите еще поиграть? (Да).

Игра "Четвертый лишний".

Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)

Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)

Лиса, белка, горностай, заяц (не меняет шкурку)

Белка, мышь, полевка, заяц (не делает запасы).

 Итог занятия.

-  Всё вы знаете!  Молодцы!   А что сегодня вам больше всего понравилось и запомнилось?

Сюрпризный момент, посылка от осени.

-  Молодцы! Спасибо всем!  У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Кто умеет читать, читайте сами. А кто не умеет, попросите родителей прочитать, и узнаете еще много интересного об осени.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Осень, осень..." во 2 младшей группе

Игровое занятие с детьми 3-4 лет, в процессе этого занятия дети закрепят признаки осени, продолжают работать с сюжетными картинами и описывают, что изображено. Закрепляют как надо одеваться и помогают...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект НОД "Осень, осень, в гости просим" для детей 1 младшей группы.

Расширять представления детей об окружающем, об осенних изменениях в природе.Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яр...

Конспект ООД "Осень, осень, в гости просим"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной техники лепки (пластилинография)...

Конспект праздника "Осень, осень, В гости просим!"

Сценарий для проведения осеннего праздника в старшей группе...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....