Проект "Развитие речи через театрализованную деятельность"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Валерьевна Королева

Проект "Развитие речи через театрализованную деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Проект

« Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность»

( для детей 6-7 лет).

                                   

                         

                                                     Составила: воспитатель  Королева Т.В.

                                                 

                                                 Семенов

                                                   2022

                                         

                                                  Актуальность.

     

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям – прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, – невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные(мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра. И пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы, и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка. 

Тема: «Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность».

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Название проекта  

«Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность »

Возраст детей

6-7 лет

Тип проекта

 Познавательно-творческий

Участники проекта

Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность проекта

Краткосрочный (2 месяца)

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Цель проекта: развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • формировать грамматический, лексический строй речи;
  • развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
  • продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
  • воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;
  • создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

                       

Предполагаемые итоги реализации проекта.

 Разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность;

Создана развивающая предметно-пространственная среда;  

Повышение активности родителей в жизни группы.

         

Содержание проекта

Этапы проекта

1.Подготовительный этап

Этапы работы:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

   Создать развивающую среду:

Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

• Наглядные пособия  (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, пособия по теме «Театр»).

• Детская художественная, познавательная и методическая литература.

• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо,пальчиковый, резиновой игрушки, на крышечках, на прищепках, настольный, варежковый театр и др.).

• Дидактические игры (Лото «Сказки», «Назови одним словом» и др.).

2 этап- основной.

Мероприятия по работе с детьми

 Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности: продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

            Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

         Театрализованная деятельность: В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Организованная образовательная театрализованная деятельность включает в себя:

—просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

         При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)

Мероприятия по работе с родителями:

- организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

- мастер-класс по изготовлению бумажного настольного театра;

3 Этап. Презентация.

Показ театрализованного представления по мотивам украинской народной сказки «Колосок».

                        Составление  плана  реализации проекта:

Формы работы

Содержание

Дата проведения

1.Организационно образовательная деятельность.

1.Конструирование из бумаги. Инсценировка сказки В. Сутеева«Под грибом»

 2.ООД по речевому развитию.

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Март

апрель

2.Совместная деятельность с детьми в режимных моментах

  • игры в кукольный театр;
  • игры- драматизации;
  • игры- представления (спектакли);
  • плоскостные и теневые театры.
  • Артикуляционная гимнастика
  • Чистоговорки и скороговорки
  • Упражнения на воображение
  • Упражнения на имитацию движений
  • Упражнения на активизацию словарного запаса
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Упражнения на формирование разговорной речи
  • Упражнения на речевое дыхание
  • Игры со словами и без слов

Театрализованные игры с героями:

  • Этюды
  • Инсценирование сказок
  • Показ театрализованных представлений

Март-апрель

3.Самостоятельная деятельность.

Дидактические игры.

Март-апрель

Взаимодействие с семьей

Изготовление разных видов театра.

Родительское собрание «Театр и дети» с мастер-классом по изготовлению игрушек для театра в технике оригами.

Март-апрель

Март

                                           

Результаты диагностики доказали результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 МБДОУ №6 Воспитатель Майорова Ю.С.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ЧЕРЕЗ   ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ№1 МБДОУ №6Воспитатель Майорова Ю.С....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие речи через театрализованную деятельность с элементами художественного творчества (лепка)

Программное содержание: повторить содержание русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова; помочь запомнить сказку, развивать способность следить за действиями воспитателя, вовлекать дете...

Проектная деятельность по развитию речи через театрализованную деятельность во второй младшей группе

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Обследуя речевое развит...