картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Карнеенкова Ольга Алексеевна

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Используя в работе методические пособия «Развитие мелкой моторики», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышления, внимания, воображения, - а так же готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.

4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

«СОРОКА».

Сорока-белобока               (Следует  указательным пальцем правой руки делать

 Кашку варила                      круговые движения по ладони левой руки)               

Детишек кормила.

Этому дала,                       (Поочередно загибать пальчики на руке (от мизинчика) 

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

«КУРОЧКА»

 

«Курочка - рябушечка                 (не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,                          пальцем по бедрам)

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять:                     (грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять!»       (загибают пальчики на другой руке)

«ПАЛЬЧИКИ»

 

«Этот пальчик мой танцует.               (дети стучат указательным пальцем по бедру)

Этот вот кружок рисует.                     (делают круговые движения средним пальцем)

Этот пальчик ловко скачет,                (стучат безымянным по бедру)

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                (царапают мизинцем по ноге)

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                (прижимают большой палец к ладони)

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    (сжимают и разжимают пальцы)

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   (сжимают пальцы в кулачок)

Спите, пальцы, засыпайте!»

 (при повторе выполняются движения другой рукой)

«КИСКА»

 «Есть у киски глазки                                 (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки                                     (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки,                                    (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись                           (грозят пальчиком)

Не царапай деток,

Брысь!»                                                       (хлопок в ладоши)

«МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка, 
Этот пальчик папочка, 
Этот пальчик мамочка, 
Этот пальчик – это я, 
Вот и вся семья. 
Поочередно загибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу.                          (Чертить пальцем круги по ладошке)
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,                                                 
(Поочередно загибать пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.                                        
(Взять мизинчик и слегка покачивать)
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
 

«Гости»

К Кате гости прибежали,                       (бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,                              (соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна,                                        (большой и средний)

Рад Серёжа,                                                    (большой и безымянный)

Рада Снежанна                                               (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок?                                 (ладошки складываем вместе)

Может коржик                                               (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок                                                      (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку,                       (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку.                             (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки,

И захлопали в ладошки!

«Горшок»

Жили – были в домике                                      (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.                     (загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять                                (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать                                     (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки,                                            (загибать пальчики, начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Дом»

Стук – стук - постук, раздается где - то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей,                                                      (ладошки над головой)

Вот с такими стенами,                                                   (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами,                                                    (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью,                                                      (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком!                                                    (сцепили ручки)

«Ёжик»

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?               (малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку,               (малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки                     (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите            (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки!                                (ёжик убегает в домик)

Замок

На двери висит замок                                                           (руки в замке)

Кто его открыть бы смог?                                         (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули,                                                                               (потянули)

Покрутили,                                                                             (вращаем руки)

Постучали                                                                      (стучим основанием ладоней)

И – открыли!                                                                         (руки разжимаются)

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим                                                (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём                                                    (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим                                                 (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём                                        (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Котик»

(выполнять действия по тексту)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

«Курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать    (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки                           (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!                          (грозим пальчиком)

Лапками гребите                                                             (загребаем ручками)

Зёрнышки ищите                                                          (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка      (показываем ручками, какой толстый

                                                                                                                           жук)

Выпили водицы полное корытце                    (показываем как черпаем воду и пьём)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возрастаУПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ«Моя семья»Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Картотека пальчиковой гимнастики в младшей группеПальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук. Я с игрушками играю: (Руки...

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет....

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

В картотеке собраны разные пальчиковые игры, которые можно провести с маленькими детьми....