конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Наша планета Земля»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Устюгова Надежда Аркадьевна

 

 

конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе   «Наша планета Земля»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozn_rechevomu.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создание условий для познавательно - речевого развития детей через использование опытно - экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

  1. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов живой и не живой природы с  помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  2. Создавать условия для детского экспериментирования, направленного на выявление скрытых свойств объектов не живой природы.
  3. Закреплять умение получать информацию о новом свойстве объекта в  процессе его исследования.
  4. Развивать умение поддерживать беседу.
  5. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  6. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Словарь: глобус, Арктика, экватор, полюс.

Оборудование и материалы: Глобус, картинки животных, мольберт для загадывания загадок, «Системный оператор» - пятиэкранка, изображение дерева, его системы, звуковую запись «Журчание воды», материал для экспериментов: стаканчики с водой, молоком, ложки, цветные полоски, сахар, салфетки.

Предварительная работа: Цикл бесед о географическом разнообразии планеты, растительном и животном мире планеты, проведение игровых ситуаций об окружающем мире. Рассматривание энциклопедий о планете Земля. Просмотр презентаций и видео роликов, познавательных мультфильмов о планете Земля, её народах, странах, обычаях и традициях.

Подготовка к проведению занятия – расставить столы, проветрить помещение, расположить мольберт, проверить наглядный и экспериментальный материал, подготовить мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Мотивационная часть

Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Встают полукругом.
- Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся друг с другом.
Все мы в группе - как семья. Рады все и ты и я. Очень любим вместе быть. С добрым утром говорить.

Целевая установка
-  Ребята, отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю (глобус)

- Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус - уменьшенная модель планеты Земля. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
(Ответы детей).
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей планете? Давайте рассмотрим глобус. Скажите, что обозначает синий цвет на глобусе?
- реки, моря, океаны.
- А что обозначают жёлтым цветом? (ответы детей: горы, пустыни). Зеленым? (ответы детей: леса).
- Ребята, отгадайте загадку.
- Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
- Совершенно верно это дерево.
Системный оператор «Дерево»

- Ребята, что вы видите на экране? (дерево). Для чего нужно дерево? (нужно рассказать о значении дерева: это столовая для животных, это жилище насекомых и птиц, это место для постройки гнезда, дерево для человека - это чистый воздух)
-Из каких частей состоит дерево?
-Где можно встретить дерево, частью чего оно является?
- Каким дерево было раньше?
- Каким оно станет в будущем? Чем оно может стать в будущем?

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему так думаете?

- Ребята, как же нужно вести себя в лесу? Что нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?
- Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, рвать цветы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя.
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
- Кого мы можем встретить в лесу?
- Зайца, лису, белку, ежа, медведя, волка. 

- Назови одним словом всех тех, кого вы назвали.
- Я знаю, что вы умеете составлять загадка. Хотите составить загадку про зайца, белку, медведя?
- Какие вопросы мы зададим? (Какой? Что делает? Что такое же?)
- Какие слова нам помогут составить загадку? (Но не)
Дети составляют загадки:
Рыжая, но не лисица.
Прыгает, но не заяц.
Живёт на дереве, но не птица.
Кто это? (белка)
Серый, но не заяц.
Четыре лапы, но не собака.
Воет, но не ветер.
Кто это? (волк)
Белый, но не снег.
Мягкий, но не пух.
Прыгает, но не мяч.
Кто это? (заяц)
Физминутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали,

 Великанами вдруг стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Возвращаемся к глобусу.
(звучит запись «Звуки воды»)
- Что вы слышите? Действительно, это звуки воды. Ребята, а вода- это хорошо или плохо.
Игра «Хорошо – плохо»
- Хорошо: вода нужна растениям, животным, птицам, рыбам, человеку, чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения. Плохо: наводнение, сильный дождь.
- Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды. И узнаем волшебные свойства воды. Для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не мешать друг другу, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?
Опыт 1. Текучесть воды (демонстрирует воспитатель).
Воспитатель: У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). - Когда человек использует это свойство? 

- Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну.
Опыт 2. Прозрачность воды.
- У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите цветную полоску и спрячьте её за стакан с молоком, а другую цветную полоску за стакан с водой.
- За стаканом с молоком полоска видна? (Нет)

 - А за стаканом с водой? (Да видна)

- А почему её видно? 

- Потому что вода прозрачна.
Опыт 3. Вода без запаха. (коллективная работа)
- Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать? У меня стакан накрытый салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (мандарины). Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха.
Опыт 4. Вода без вкуса.
- Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные). А лимон, какой на вкус? (Кислый)
Попробуйте воду, она сладкая? Кислая? Солёная? Может вода горькая?
- вода безвкусная. 

- Когда человек использует это свойство? 

- Когда готовит пищу.
Опыт 5. Вода-растворитель. (коллективная работа)
- Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Виден сахар? (Да) А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?(Ответы детей) Сахар растворился? А что его растворило? Дети: Это вода.

 Вывод: Вода-растворитель. Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д.)

Ещё раз закрепляем с детьми свойства воды.
Моделирование «Маленькие человечки»
- Встаньте в круг, вы все превращаетесь в «маленьких человечков».
- Скажите, как ведут себя твердые человечки?

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти.

- Как стоят жидкие человечки?

(Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга).

- Как ведут себя газообразные человечки?

(Они неусидчивы – бегают, летают).

- Вода – это какие человечки? (жидкие)

- А может вода быть твёрдой? (да, лёд) А газообразной? (пар)

Дети садятся на стулья.
- Дети, закройте глаза и представьте, что станет на планете Земля, если в природе исчезнет вода? 

- Нечего будет пить, погибнут растения, животные, всё живое на земле. Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы этого не случилось? 

- Воду надо беречь, не загрязнять, плотно закрывать кран с водой, не засорять ручейки, реки и озёра.
Итоговая часть. Рефлексия.
- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Где мы с вами побывали?

- О чём мы говорили?

- Что получилось сделать?

- Чем понравилось заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Наша планета - Земля!»

Продолжать формировать у детей общее представление о планете Земля и  о празднике «День Земли»....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  в старшей группе «Наша планета Земля...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Наша планета Земля. Вид из Космоса».

Учить изображать планету Земля, ее вид из космоса, применяя сразу несколько нетрадиционных техник в одном рисунке. Обратить внимание детей на разнообразие ландшафта Земли. Расширять кругозор, знаний о...

Лепка в старшей группе "Наша планета Земля"

Закрепить знания детей о планете Земля. Как она выглядит из космоса, кто на ней живет. Закрепить навыки лепки....

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Наша планета Земля».

Конспект НОД по лепке в старшей группе «Наша планета Земля».     Вид: предметная лепка.     Цель: создание условий для развития художественно &ndash...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Наша планета Земля».

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Наша планета Земля».     Вид: сюжетное рисование.     Цель: развитие инициативы и самостоятельности в хо...

Конспект ОД по лепке в старшей группе «Наша планета Земля».

Конспект ОД по лепке в старшей группе «Наша планета Земля».     Вид: предметная лепка.     Цель: создание условий для развития художе...