Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сэротэтто Анине Дмитриевна

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию  в старшей группе «Наша планета Земля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию  в старшей группе «Наша планета Земля

 Цель: Сформировать у детей элементарныепредставления о Земле.

Задачи:

Образовательные: Развивать поисково-исследовательскую деятельность, с помощью опыта подтвердить шарообразность Земли и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Формировать умение обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства;

Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы;

Развивающие: Расширить знания детей о планете Земля, ее строении, силе притяжения;

Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность по нахождению предметов, которые притягиваются к  магниту;

Развивать мыслительные операции, умение делать вывод;

Заинтересовать детей практической деятельностью.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, чувство коллективизма.

 Ход НОД:

Организационный момент

(Дети стоят возле воспитателя)

Воспитатель:

- Сегодня утром, когда я шла в детский сад, слышала, как щебечут птицы, видели как тает снег, бегут ручьи. И я подумала, как природа интересно устроена! После зимы пришла весна, потом наступит лето, после лета - осень, затем - снова зима. Не могу понять, почему так бывает из года в год?

- Ребята, а вы, как думаете, почему происходит смена времен года? (Предполагаемые ответы детей, воспитатель выслушивает ответы детей, делает вывод)

- Молодцы.

Наша планета Земля поделена на два полушария. Назовите их. (Северное и Южное). За год путь Земли вокруг Солнца составляет почти миллиард километров. Земная ось расположена слегка наклонно по отношению к орбите (показывает слайды). И  из-за этого, Северное и Южное полушария освещаются Солнцем в течение года с  различной силой. Это и является причиной того, что в наших широтах существует четыре времени года.

Внимание на экран (видео отрывок со сменой времён года)

- А какие ещё изменения происходят на Земле? (На нашей планете происходит смена дня и ночи)

Эксперимент: Берём кусочек пластилина и катаем шар- это планета Земля. Зубочисткой прокалываем шар по центру- это ось Земли. На самом деле ось у Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим шар, удерживая его за конец палочки. Вот так и вращается наша планета Земля. Посмотрите на свой макет Земли: в верхней точке, где ось входит в Землю, находится север, Северный полюс, в нижней точке, где ось выходит, Южный полюс. Восток находится справа от севера и юга (показ, запад в противоположной стороне от востока, покажите где?

Солнце восходит утром на востоке, поднимается днём на небосклоне, а затем опускается на западе за горизонт. А вы задумывались, где ночует солнце? Куда оно прячется ночью? (ответы детей). Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы ещё немного поэкспериментируем.

Эксперимент(Дети стоят вокруг столов) Для этого нам необходимы: яблоко, свеча, два флажка белый и красный. Горящая свеча будет Солнцем, яблоко- наша планета Земля, а флажки будут изображать дома. Итак. Половина яблока освещена, половина тёмная. В белом доме сейчас день, в красном ночь в самом разгаре, там все спят. Повернём планету так, чтобы белый дом скрылся, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом доме?

Дети: Вечер.

В: Земля не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси. Вот она ещё повернулась, в красном домике – день, а в белом (ночь)

Повернём ещё нашу планету. Что мы видим? (ответы детей) Вот так наша игрушечная планета сделала один полный оборот вокруг своей оси. Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети: Сутки.

В: Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А сколько частей в сутках? (четыре).

- Вот интересно, Земля вращается, а деревья, люди, дома не падают, водоёмы тоже остаются на месте… Как вы думаете, почему? (Дети высказывают предположения о силе притяжения Земли) Всё правильно. Причиной тому, что мы не падаем, является сила земного притяжения, ведь Земля – это гигантский магнит. Она притягивает к себе предметы и всех людей, которые на ней есть. На Земле, в природе встречаются магниты в виде кусков камня. Это магнитный железняк – магнетит. (Воспитатель показывает детям магнит)  Он получил своё название от гор и  местности Магнисия в Малой Азии, где в древности были обнаружены залежи магнетита. На многих языках мира слово «магнит» означает «любящий» за его способность притягивать предметы. А вот какие предметы он притягивает, мы выясним, когда проведем опыты.

Физминутка

Много неизведанного на пути.                (Дети ходят по кругу)

Прежде, чем исследовать – погляди.      (Останавливаются, смотрят в даль,                  

                                                                     поднеся руку ко лбу)

С камушка на камушек мчимся вскачь. (Дети перепрыгивают с ноги на ногу)

Прыгаем повыше мы, словно мяч.          (Прыжки на месте)

Пропасти и рытвины на пути своём       (Дети, взявшись за руки, выполняют

                                                                    выпады в середину круга)

мы преодолеем, через них пройдём.

Нет ли тут опасности впереди?              (Останавливаются, смотрят,  то в      

                                                                   одну, то в другую сторону,                

                                                                   поднеся руку ко лбу)

Нам проверить надо бы на пути.

Дружно по Земле своей мы идём,          (Идут по кругу, взявшись за руки)

Может, сто-то новое тут найдём?

Опыт №1.

Воспитатель:

- На столах лежат предметы из разных  материалов. Назовите их и скажите, из чего они сделаны. (Дети перечисляют предметы: кусок ткани, деревянная палочка, стеклянный шарик, металлическая крышка, пластмассовый колпачок, камень, бумага). А теперь, возьмите магнит и поднесите его по очереди ко всем предметам и определите, все ли предметы магнит притягивает.

(Дети выполняют задание)

- Ребята, расскажите, какие результаты, вы, получили? (Ответы детей)

Воспитатель, обобщая ответы детей, делает вывод:

- Магнит притягивает только железо. Оказывается, не все блестящие предметы сделаны из железа.

Опыт №2.

Воспитатель:

- Свойства магнита, порой, кажутся чуть ли не волшебством.  Как, вы, думаете, что произойдёт, если взять два магнита и поднести их друг к другу? (Высказывания детей) Давайте проверим. Соедините магниты сначала одной стороной, затем другой. (Дети работают в парах)

- Что, вы, заметили? (Ответы детей) Если взять два магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим отталкиваются. Один конец называется «южным» или положительным полюсом и помечается знаком «+», а другой – «северным» или отрицательным полюсом магнита и помечается знаком  «-». Магниты притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами плюс к минусу, а отталкиваются одноимёнными.

Опыт №3.

Воспитатель:

Ребята, из предыдущего опыта, мы узнали, что вокруг магнита существует какая-то сила, которая заставляет его то притягивать, то отталкивать предмет. Это называется «магнитным полем». Мы можем его почувствовать, но не можем увидеть. Как  же его сделать видимым? (Ответы детей) Очень просто. Нужно насыпать на лист бумаги металлические опилки. Если поднести снизу бумаги магнит, опилки «оживают». Посмотрите. (Воспитатель показывает опыт). Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют «морозные узоры». А если положить магнит полностью под металлические опилки, можно заметить, что все они расположатся вокруг  магнита по определённым линиям. Это и есть линии магнитного поля.

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось ставить опыты? (Да)Теперь, вы, можете рассказать своим младшим братьям, сестренкам, друзьям всё, что узналиО Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы по теме «Рисование филимоновской игрушки» с использованием ИКТ

В этом сценарии вы найдете мои идеи о том, как продолжить знакомить детей с народным промыслом - филимоноской игрушкой....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты». Цель работы -...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Наша планета - Земля!»

Продолжать формировать у детей общее представление о планете Земля и  о празднике «День Земли»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: "Наша зеленая планета"

Занятие-путешествие с героями мультфильма во время которого дети узнают больше о родной планете и планетах солнечной системы....

конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Наша планета Земля»

конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе   «Наша планета Земля»...