Нод «Речевое развитие» старшая группа .«Волшебный сундучок Деда Грамотея»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воронько Ольга Сергеевна

Резвитие речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

мкМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей  группе (5-6 лет)

№11 «Сказка»

                                            тема «Волшебный сундучок  Деда Грамотея»

воспитатель: Воронько  О.С.

г. Советский 2022г.

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель занятия: закреплять знания и умения детей, полученные в течении года.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять знание детей в умении различать гласные и согласные звуки.
  2. Совершенствовать знания у детей о звуках речи, давать их характеристику (гласный-согласный, согласный твердый).
  3. Совершенствовать умение подбирать слова, противоположные по смыслу.( антонимы)
  4. Закреплять  умение подбирать противоположные слова по смыслу слова во множественном числе.

Развивающие:

1.Развивать внимание, воображение, мышление, память.

Воспитательные:

1.Воспитывать культуру речевого общения., умение слушать ответ товарищей.

2.Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

Виды детской деятельности и формы работы:

  • коммуникативная (беседа, вопросы, совместная речевая деятельность, художественное слово).
  • Игровая (дидактические упражнения, словесные игры).
  • Проблемно- поисковая (решение проблемных ситуаций путем выполнения заданий).

Форма организации детей: подгрупповая

Место проведения: групповая комната

Количество детей: подгруппа 10 человек

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей. Продолжать учить составлять схему предложения, упражнять в умении делить слова на слоги.

Предварительная работа: закрепление полученных умений и навыков в играх и упражнениях.

Демонстрационный материал: письмо от Деда Грамотея , картинки  на глассные и согдасные звуки  для определения   звука.

Раздаточный материал. 2 мальберта, картинки на определения звука, мяч, 11 стульев,листочки с задание, цветной карандаш, машинки, книги, 2 домика сделаны из цветной бумаги, цифры нарисованные на бумаги, сундук, части ключа, поднос, сундук.

Ход занятия.

Организационный момент

« Милый друг» приветствие

Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

 Артикуляционная гимнастика.

( Часики,  грибок, иголочка, маляр, вкусное варенье)

Воспитатель: Ребята сундук, откуда он появился.

Воспитатель берёт в руки сундук , а под ним  лежит письмо.  От кого же оно? откроем письмо и прочитаем.

Воспитатель открывает письмо и читает.

Здравствуйте, дети! Пишет вам Дед Грамотей ! До меня дошли сведения, что вы  любознательные  и любите заниматься. Для вас я приготовил сюрприз в сундуке.  Но сундучок не простой ,волшебный,  на нём   большой  замкок. Прежде чем его открыть , надо найти части ключа. На каждой  части задание, которое вы должны выполнить.

Желаю успеха!

( подсказки , загадки в конверте)

Воспитатель:

Воспитатель:  Интересно , что  же находится в сундучке?

Дети: Да.

Воспитатель:   Мы с вами отличная  команда умных и грамотных детей.

Воспитатель:- Прежде, чем приступить к заданиям,  вспомним правила:

Дети  все вместе.

 Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

 Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

 Воспитатель: А ещё , надо отвечать полным предложением.

Воспитатель: Отгадайте загадку и найдём часть ключа.

Воспитатель с конверта достаёт  задание.

Загадка №1

Воспитатель:

Стоят парты в ряд,

Дети на стульях сидят,

Воспитатель  что-то пишет,

Мелом водит слышно!

Дети: Это доска!

Воспитатель: Правильно.

Дети подходят к  доске и находят часть ключа  и выполняют задание.

Воспитатель: Перед вами два домика, один красный ,другой синий.

В нём живут звуки.

Воспитатель: В красном домике живут гласные , а в синем согласные твёрдые звуки.

Задание №1

Воспитатель: Ребёта возьмите по одной карточке. Разделитесь на 2 команды. 1 команда девочек, 2 команда мальчиков.

Воспитатель: Если в слове первый звук глассный, то в домик поселим картинку  в красный домик, а если слово начинается с первым согласным  твёрдым звуком, то поселим  в синий домик..

( дети по очереди , поселяют в домик карточки)

( карточки…гл и согл)

Воспитатель: Отлично, ребята!

Следующая подсказка.

Задание №2

Воспитатель:

В этом домике жильцы —
Все умелые пловцы.
Что за дом у них такой,
До краёв налит водой? ( аквариум)

Дети : Аквариум

(Дети находят часть ключа под аквариумом.)

Воспитатель: Предлагаю поиграть.

Выполняют пальчиковую гимнастику про рыбку.

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.

(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиким)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

Воспитатель: Отлично , ребята!

Воспитатель: Слушайте, следующую подсказку.

Задание №3

Загадка.

Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь, он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь.
Отгадай, что это?..( мяч)

 Дети ищут мяч.  Игра называется  «Наоборот».

( воспитатель по кругу кидает мяч, каждому ребёнку)

Воспитатель: Скажу я слово « Высоко» , а ты ответишь « Низко»

 « Горячий - Холодный»

 « Широкий  - Узкий »

 « Сильный- Слабый »

 « Добрый   - Злой »

 « Идёт» - Стоит »

« Смеётся  -Плачет»

 « Весёлый- Грустный»

 « Молодой  -Старый»

Воспитатель: Молодцы , ребята!

Следующее задание.

Загадка№4

Он бывает разным,
Железным, деревянным,
Пластмассовым бывает,
Но все его узнают.
Он спинку выгибает,
Присесть нас зазывает.
Дети: Стул.

( дети находят часть ключа под стулом)


Воспитатель:Присаживайтесь на стулья и слушайте следующее задание.

Воспитатель:  На доске развешаны цифры.1,2,3

Воспитатель раздаёт картинки детям.

Задание. Определите в словах количество слогов и соотнесите к цифрам.

Картинки ( дом, карандаш,ножницы,дерево,лиса,сок, рыба, телефон,часы,гриб)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием  часть ключа у нас есть .

Воспитатель: Ребята вставайте в круг, пора и отдохнуть.

Физ.минутка « Буквы веселятся».

В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы О----делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква У----присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква А----бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э----------машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть..

Воспитатель: Давайте будем искать следующую часть  ключа. Слушаем подсказку:

Загадка №5

Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки —
Это всё мои…

Дети: Игрушки  (Находят часть ключа , где стоят игрушки).

Игра  « Один – много»

Воспитатель: Я говорю слово в единственном числе, а вы говорите мне слово во множественно числе.

Например. Один карандаш- много карандашей.

( лейка, ножницы, огурец, кружка, вилка, мяч, машинка.)

Воспитатель.  Отлично справились с заданием.!

 Ребята нам осталось найти последнюю часть ключа.

Слушайте задание.

Задание№6

В них живут рассказы,

сказки, Комиксы, стихи, раскраски.

 Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это… (Книжки)

( дети идут к книжкам и ищут часть ключа)

Игра « Четвёртый лишний»

Дети садятся на стулья, воспитатель показывает карточки. Дети отвечают.

Воспитатель: Мы выполнили все задания, надо собрать часть ключаи приложить к сундуку.

( дети собирают ключ)

 Ребята, сундук открылся!

Воспитатель: Ребята, в сундуке  сюрприз . Так как вы переходите в подготовительную группу, Дед Граммотей приготовил вам прописи.

Воспитатель раздаёт прописи.


Рефлексия.

 Ребята, кому мы помогали?

 Как помогали?

В чём были затруднения в заданиях?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА

Конспект НОД КОММУНИКАЦИЯ (речевое развитие) СТАРШАЯ ГРУППА...

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа Тема: «Ищем семью для Кузьки».

Цель:1. Закреплять знания детей о знакомых литературных произведениях, о жанровых особенностях сказки.2.Формировать умения применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.3. Развивать коммуника...

Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....

Комплексное тематическое планирование ООД на 2022 -2023 учебный год по образовательным областям "Познавательное развитие и "Речевое развитие". Старшая группа

Составленый мной комплексный  тематический перспективный план ООД   обьединяет различные  виды детской деятельности по определенной теме (тематическая неделя) , что способствует бо...