Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юруткина Олеся Васильевна

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Планируемые результаты: умеют составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: умеют выделять существенные признаки предметов; подбирают синонимы к прилагательным; оценивают предложения по смыслу и вносят исправления; умеют подбирать одинаковые по смыслу слова, умеют образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.

Вводная часть

 Приветствие детей. Разминка.

Дети стоят около своих столов. Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву Я, и букву И ;

Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня четверг;

Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.

Основная часть

Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).

Воспитатель обращает на картинку.

- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:

Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы,  сделанные из пластмассы называются пластмассовые).

Доска. (Деревянная).

Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.

Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.

Воспитатель читает стихотворение про мяч.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

- Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.

- Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…

-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет. Произнесем вместе фразы:

Мальчик бьет в барабан.

Часы бьют.

Фонтан бьет.

А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.

На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.

- На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.  (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).

- Ребята, отгадайте загадку:

Идут, идут

И все тут, тут

Что это?           (Часы)

Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.

- Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).

- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).

Задание «Подбери слова противоположные по смыслу). Волк злой, а белка добрая. Береза высокая, и береза низкая. Дерево весеннее, дерево осеннее.

Динамическая пауза «Снег»

Как на горке                                      (Ставим ладошку под ладошку )  

 Снег, Снег                                          (Перебираем пальчиками)

И под горкой

Снег, Снег

А под снегом спит медведь,      (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)      

Тише, тише, не шуметь                  (Пальчик к губам, шепотом)

- Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы  продолжите.

У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. - Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).

Игра «Подумай и покажи противоположное слово».

Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.

Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).

Заключительная часть.

Подведение итогов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_s_ispolzovanie_antonimov.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Составление рассказа с использованием антонимов»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.
Программное содержание: связная речь: учить составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления; развивать умение подбирать одинаковые по смыслу слова, учить образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Планируемые результаты: умеют составлять рассказ, используя антонимы; словарь и грамматика: умеют выделять существенные признаки предметов; подбирают синонимы к прилагательным; оценивают предложения по смыслу и вносят исправления; умеют подбирать одинаковые по смыслу слова, умеют образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал и оборудование: картинки с изображением предметов и игрушек из дерева, стекла, пластмассы, рабочие тетради О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет; игрушки-обезьянки, платочек для игры.

Структура

Вводная часть

Разминка

2 мин

Основная часть

Работа в тетради

Динамическая пауза «Снег»

Игра «Подумай и покажи противоположное слово».

рассказ «Наоборот»

25 мин

Заключительная часть

Подведение итогов

3 мин

Длительность 30 минут

Вводная часть

 Приветствие детей. Разминка.

Дети стоят около своих столов. Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста те дети, имя которых начинается на букву Я, и букву И ;

Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что сегодня четверг;

Сядьте, пожалуйста, те дети, которые считают, что после осени наступит зима.

Основная часть

Работа в тетради на стр. 12 (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).

Воспитатель обращает на картинку.

- Что изображено на ней? (Разные предметы). Эти предметы друг от друга чем-то отличаются. А чтобы понять, чем они отличаются, что надо сделать? Сравнить. Предметы отличаются своими свойствами (формой, цветом, размером). Итак, мы видим:

Игрушки. Из какого материала они сделаны? (Из пластмассы. Значит, предметы,  сделанные из пластмассы называются пластмассовые).

Доска. (Деревянная).

Ваза. (Стеклянная. Она очень хрупкая и может разбиться. Поэтому к стеклянным предметам мы должны относиться как? Бережно, аккуратно.

Мяч. Из чего сделан мяч? Из какого материала? Из резины. Он резиновый.

Воспитатель читает стихотворение про мяч.

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

- Какое слово, в стихотворение повторяется несколько раз? Слово бьют. Три раза. Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала стихотворение.

- Что значит слово «мяч»? Что вы можете сказать про него? Это игрушка, он круглый. Что с ним можно делать? Можно бить? Его можно бросать, кидать, пинать…

-Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? Мальчика, который, что делает? Бьет в барабан. А что можно сказать про часы? Они тоже бьют. Часы бьют. Что делает фонтан? Фонтан бьет. Произнесем вместе фразы:

Мальчик бьет в барабан.

Часы бьют.

Фонтан бьет.

А теперь, представьте, что перед вами стоят две одинаковые девочки. Они одного роста, у них одинакового цвета глаза и волосы. Как мы можем тогда их различить? По именам. Предметы могут отличаться еще и по именам, названиям.

На доске вывешиваются картинки – Ежик и Заяц.

- На прошлом занятии мы с вами составляли рассказ, который назывался «Как ежик выручил зайчика». Давайте вспомним, какой был ежик и зайчик. (Ежик выручил зайчика, поэтому его можно назвать смелым). – Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.  (Храбрый, отважный). А зайчик был трусливый. Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый. (Боязливый, пугливый).

- Ребята, отгадайте загадку:

Идут, идут

И все тут, тут

Что это?           (Часы)

Дети садятся в круг, передают друг другу платочек и произносят слова, близкие по смыслу.

- Как сказать по-другому? Часы идут … (ходят, тикают, стучат). Дождь идет … (льется, капает, моросит). Мальчик идет …(шагает, бредет, плетется). Поезд идет …(едет, мчится, подъезжает). Весна идет …(наступает). Пароход идет …(плывет).

- Ребята, есть и другие слова, противоположные по смыслу. А вот какие это за слова, мы отгадаем, рассмотрев картинки в рабочей тетради на стр.27. (О.С. Ушакова «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет»).

Задание «Подбери слова противоположные по смыслу). Волк злой, а белка добрая. Береза высокая, и береза низкая. Дерево весеннее, дерево осеннее.

Динамическая пауза «Снег»

Как на горке                                      (Ставим ладошку под ладошку )  

 Снег, Снег                                          (Перебираем пальчиками)

И под горкой

Снег, Снег

А под снегом спит медведь,      (Поднимаем руки вверх и ставим их домиком)      

Тише, тише, не шуметь                  (Пальчик к губам, шепотом)

- Ребята, а сейчас мы вместе придумаем рассказ «Наоборот». Я начну, а вы  продолжите.

У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, а младшую – Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, а Упрямица их разбросает. Если сестра закроет дверь, другая ее откроет. Одна обезьянка любит ходить быстро, а другая медленно. Послушница любит весело играть с друзьями, а ее сестра любит все время спорить. То игрушку отберет, то ее сломает. И тогда мама решила все исправить. - Как вы думаете, что сделала мама? (Дети, сами придумывают варианты).

Игра «Подумай и покажи противоположное слово».

Воспитатель называет слово, а дети не словами, а движениями, мимикой и жестами показывают противоположной по смыслу слово.

Сахар сладкий, а лимон (кислый), тополь высокий, а шиповник (низкий), река широкая, а ручей (узкий), камень тяжелый, а пух (легкий), редька горькая, а груша (сладкая).

Заключительная часть.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление рассказов с использованием антонимов»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу.

Конспект занятия на тему "Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе   тема: "Составление рассказа на тему «Домашнее животное»"...