«Интеллектуальная готовность к обучению к школе».
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Багдасарян Айкануш Армавировна

     Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений с взрослыми и сверстниками, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей.

     Большинство родителей считают, что главное ребенка научить читать, при этом не уделяют должного внимания:

 

  • развитию речи (ребенку необходимо хорошее речевое развитие, чтобы он не испытывал трудности выражая свои мысли, умел передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике; ему необходимо уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану), 
  • мелкой моторики руки (важнее не учить ребенка писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки: лепка, раскрашивание картинок, изготовление аппликаций, игры в мяч, с кубиками, мозаикой и т.д.), 
  • мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
  • познавательных (внимание, память, воображение, речь, восприятие и т.д.) процессов.

 

     Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние и на речь ребенка.

   При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – “преемственность”.

       Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственность работы ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.

   Для того чтобы сформировать личностный, социальный, интеллектуальный и другие компоненты готовности, обеспечить успешность адаптации к школьным условиям, важно создать преемственный механизм взаимодействия ДОУ и школы.

  

    Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

   В структуре психологической готовности ребенка к школе, принято выделять следующие компоненты:

  • личностная готовность,
  •  интеллектуальная готовность,
  • социально-психологическая готовность,
  • эмоционально-волевая готовность.

 

 Рассмотрим интеллектуальную готовность ребенка к школе.

Под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов – мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности.

   Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

  • сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;
  • ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;
  •  понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);
  • представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Критерии интеллектуальной готовности:

 

Внимание:

  •  Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
  • Переключение.
  • Распределение.

 

Память:

  • Повтор 10 слов или цифр.
  • Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
  • Пересказ текстов.

Мышление:

  • Определение четвертого лишнего.
  • Классификация, обобщение.
  • Сходство/различия.
  • Умение решать логические задачи.
  • Сложение фигур из частей.
  • Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Речь:

  • Артикуляция, произношение.
  • Отвечать на вопросы, задавать их.
  • Строить рассказы по картинкам.
  • Сочинять сказки, составлять предложения.
  • Заучивать наизусть стихи, прозу.

Математические знания:

  • Знать цифры (от 0 до 9). Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ребенок должен знать:

  • Отвечать на вопросы, задавать их.
  • Строить рассказы по картинкам.
  • Сочинять сказки, составлять предложения.
  • Заучивать наизусть стихи, прозу.

           

     Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

   Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.     

 

      Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

  • дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;
  • концентрация и устойчивость внимания;
  • развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;
  •  логическая память;
  •  умение воспроизводить образец;
  •  сенсомоторная координация.

 

   Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная зрелость ребенка в значительной степени отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению непосредственно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений (предпосылки словесно-логического мышления). Старшему дошкольнику приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые предполагают выделение и использование различных связей и отношений между объектами и явлениями. Любознательность и познавательная активность стимулируют использование детьми процессов мышления для познания окружающей действительности, которое выходит за границы их непосредственной практической деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность предусматривать заранее результаты своих мыслительных действий, планировать их.

    Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

   Внимание должно характеризоваться произвольным характером. Детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на необходимых объектах. С этой целью старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых. Память также должна включать элементы произвольности, способность к постановке и принятию мнемической задачи. Для их реализации необходимо использовать приемы, способствующие повышению продуктивности запоминания: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материала и др.

   Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления:

  • о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения,
  • элементарные знания и умения,
  • определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие,
  • переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

   

     Вывод: единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учет вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению создает у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. Бугрименко  Е.А.Поливанова  К.Н.,  Венгер  А.Л.  Готовность  детей  к  школе.ВенгерЛ.А. Психологическая готовность к обучению в школе // подготовка детей к школе в детском саду»./ Е.А.  Бугрименко.-  Москва 1997
  2. Костромина С.Н., Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к школе./ С.Н. Костромина - М., 1993.
  3. Ананьева Т. В.  Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ Т. В. Ананьева. -СПб. 2011г.
  4. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.  Экспресс-диагностика в детском саду, М. 2011г.
  5. Гуткина Н. И.  Психологическая готовность к школе: учебное пособие / Н. И. Гуткина. –СПб: Питер, 2009.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеллектуальная готовность к обучению к школе».

МБДОУ Детский сад № 40 «Березка»

г.о. Серпухов, Московская область

Воспитатель: Багдасарян Айкануш Армавировна

     Поступление в школу — это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений с взрослыми и сверстниками, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей.

     Большинство родителей считают, что главное ребенка научить читать, при этом не уделяют должного внимания:

  • развитию речи (ребенку необходимо хорошее речевое развитие, чтобы он не испытывал трудности выражая свои мысли, умел передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике; ему необходимо уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану), 
  • мелкой моторики руки (важнее не учить ребенка писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки: лепка, раскрашивание картинок, изготовление аппликаций, игры в мяч, с кубиками, мозаикой и т.д.), 
  • мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.)
  • познавательных (внимание, память, воображение, речь, восприятие и т.д.) процессов.

     Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние и на речь ребенка.

   При раскрытии целей, содержания и методики подготовки детей к школьному обучению употребляется еще один термин – “преемственность”.

       Преемственность – специфическая связь между разными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого при изменении целого как системы.

Преемственность работы ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школе – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность деятельности ДОУ на требования школы, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, активное использование опыта ребенка в дальнейшем школьном обучении.

   Для того чтобы сформировать личностный, социальный, интеллектуальный и другие компоненты готовности, обеспечить успешность адаптации к школьным условиям, важно создать преемственный механизм взаимодействия ДОУ и школы.

   

    Каждый воспитатель дошкольного учреждения, учитель школы, родитель хочет, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, чтобы ему было легко учиться.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

   В структуре психологической готовности ребенка к школе, принято выделять следующие компоненты:

  • личностная готовность,
  •  интеллектуальная готовность,
  • социально-психологическая готовность,
  • эмоционально-волевая готовность.

 Рассмотрим интеллектуальную готовность ребенка к школе. 

Под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов – мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности.

   Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:

  • сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;
  • ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;
  •  понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);
  • представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Критерии интеллектуальной готовности:

Внимание:

  •  Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
  • Переключение.
  • Распределение.

Память:

  • Повтор 10 слов или цифр.
  • Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
  • Пересказ текстов.

Мышление:

  • Определение четвертого лишнего.
  • Классификация, обобщение.
  • Сходство/различия.
  • Умение решать логические задачи.
  • Сложение фигур из частей.
  • Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Речь:

  • Артикуляция, произношение.
  • Отвечать на вопросы, задавать их.
  • Строить рассказы по картинкам.
  • Сочинять сказки, составлять предложения.
  • Заучивать наизусть стихи, прозу.

Математические знания:

  • Знать цифры (от 0 до 9). Называть числа в прямом и обратном порядке.
  • Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Ребенок должен знать:

  • Отвечать на вопросы, задавать их.
  • Строить рассказы по картинкам.
  • Сочинять сказки, составлять предложения.
  • Заучивать наизусть стихи, прозу.

           

     Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

   Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.      

      Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:

  • дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;
  • концентрация и устойчивость внимания;
  • развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;
  •  логическая память;
  •  умение воспроизводить образец;
  •  сенсомоторная координация.

   Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная зрелость ребенка в значительной степени отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению непосредственно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений (предпосылки словесно-логического мышления). Старшему дошкольнику приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые предполагают выделение и использование различных связей и отношений между объектами и явлениями. Любознательность и познавательная активность стимулируют использование детьми процессов мышления для познания окружающей действительности, которое выходит за границы их непосредственной практической деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность предусматривать заранее результаты своих мыслительных действий, планировать их.

    Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать.

   Внимание должно характеризоваться произвольным характером. Детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на необходимых объектах. С этой целью старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых. Память также должна включать элементы произвольности, способность к постановке и принятию мнемической задачи. Для их реализации необходимо использовать приемы, способствующие повышению продуктивности запоминания: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материала и др.

   Таким образом, интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления:

  • о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения,
  • элементарные знания и умения,
  • определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие,
  • переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

   

     Вывод: единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности, учет вышеизложенных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению создает у детей интеллектуальную готовность к усвоению материала в первом классе.

Используемая литература:

  1. Бугрименко  Е.А.Поливанова  К.Н.,  Венгер  А.Л.  Готовность  детей  к  школе.ВенгерЛ.А. Психологическая готовность к обучению в школе // подготовка детей к школе в детском саду»./ Е.А.  Бугрименко.-  Москва 1997
  2. Костромина С.Н., Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к школе./ С.Н. Костромина - М., 1993.
  3. Ананьева Т. В.  Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ Т. В. Ананьева. -СПб. 2011г.
  4. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г.  Экспресс-диагностика в детском саду, М. 2011г.
  5. Гуткина Н. И.  Психологическая готовность к школе: учебное пособие / Н. И. Гуткина. –СПб: Питер, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

«Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами игры»

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...

Вести из детства: Интеллектуальная готовность к обучению в школе

Интеллектуальная готовность к обучению в школе – это специальная готовность, т.е. ребёнка специально обучают и развивают его психические функции (восприятие, мышление, память, речь, воображ...

Консультация для педагогов. " Интеллектуальное развитие детей и психологическая готовность к обучению в школе"

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя след...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...