Доклад из личного опыта. Развития речи дошкольников через сказку
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, работающим по направлению "Речевое развитие детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_lichnogo_opyta_razvitie_rechi_cherez_skazku.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Деятельности по художественно- эстетическому и социально-личностному

Развитию детей № 21 « Искорка», г. Бердск

         

Доклад из личного опыта

«Развитие речи дошкольников через сказку».

                                                                                             

 Подготовила:

 Воспитатель  

 Рудакова А. А.                                                                      

г. Бердск

2022


В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой.  Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Всегда важно грамотно настроить детей на восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки.

Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Для этого можно предложить детям отгадать загадки о персонажах произведения.

После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев.

При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более точно передать его.

Дети дошкольного возраста воспринимают сказку «на слух», потому что читать они еще не умеют. Поэтому так важно заинтересовать дошкольников, создать игровые  условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом.

На помощь воспитателю приходят любимые герои сказок. Можно раздать каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Замкнутому ребенку, ребенку не в настроении, часто легче общаться с «живой» игрушкой, чем напрямую с воспитателем.

Если ребенок затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы, частично пересказать сказку самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога. Ребенок учится произвольности своего высказывания и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования.

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать следующие этапы:

- Слушание сказки и последующая беседа по ней.

- Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).

-Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их.

-Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.

-Разгадывание загадок.

- Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц и поговорок

-Театрализация сказки.

Совершенствуя речевой аппарат, необходимо выполнять артикуляционные упражнения, проговаривать скороговорки, чистоговорки, рифмованные строки. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.

В настоящее время в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов очень важна преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко, внятно, красиво.

 Работая воспитателем, большое внимание уделяю речевому развитию и формированию культуры речевого общения детей. Владение родным языком необходимо для полноценного формирования личности.  Как правило, становление ребенка, как личности начинается в семье. Сотрудничество ДОУ и семьи необходимо, ведь участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Именно  роль родителей в речевом развитии ребенка значима, их участие  не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т.д.

Поэтому с  родителями регулярно провожу различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки  дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, выставки поделок и др.

Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Работа по речевому развитию осуществляется в процессе образовательной деятельности, а также в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании, в ходе режимных моментов, на игровой площадке во время прогулок.  

Можно сказать, что наша работа с детьми дает неплохие результаты: дети стали использовать в самостоятельной деятельности те знания и умения, которые они приобрели играя в сказку, стали проявлять свое творчество. В группе созданы все условия для занятия детей театрализованной деятельностью: изготовлена театральная ширма,  оформлена зона для показа различных видов спектаклей (фланелеграф, настольный театр, кукольный театр, пальчиковый театр). Группа оборудована необходимым материалом: иллюстрациями сказок, куклами Бибабо, подготовлено необходимое оборудование, дидактические игры. Дети с удовольствием изучают лэпбук «Сказки», играют в уголке ряжения. Настольными книгами у детей моей группы являются сказки. После их прочтения дети с удовольствием разыгрывают сценки понравившихся отрывков. Очень любят собирать паззлы по сказочным сюжетам, играть в игру «Поле чудес», угадывать сказки по иллюстрациям. Дети с удовольствием пересматривают книжки-малышки своих собственных авторских сказок, созданных с помощью родителей. Общаясь с родителями, я стараюсь привлечь их внимание к нашим занятиям, заинтересовать их с целью получения их поддержки при изготовлении пособий и игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ

Развите связной речи-одна из главных задач детского сада.........

Развитие связной речи дошкольников через сказки.

Развитие связной речи дошкольников через сказки....

Развитие речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

laquo;Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

На сегодняшний день —Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жи...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»...