Памятка для воспитателей по обучению детей описательным рассказам (последовательность обучения от простого к сложному)
консультация по развитию речи

 

 Составление описательного рассказа о предмете (игрушка, картинка) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для воспитателей по обучению детей описательным рассказам (последовательность обучения от простого к сложному)

 Составление описательного рассказа о предмете (игрушка, картинка)

«Овощи»

1. Название овоща.

 2. Где растёт (в огороде)? Растёт:  на земле;  под землёй.

 3. Размер.

 4. Цвет.

 5. Форма:  круглая;  овальная;  треугольная.

 6. Каким является на ощупь и на вкус?

 7. Способ употребления:  варят или жарят;  употребляют сырым

«Игрушка»

 1. Название игрушки.

 2. Цвет.

 3. Форма:  прямоугольная;  квадратная;  круглая;  овальная;  ромбическая;  треугольная. 

4. Строение (составные части).

 5. Какая на ощупь (из какого материала сделана)?

 6. Способ использования.

 «Животные» 

1. Название животного.

 2. Где живёт:  в лесу, возле водоёма, в море (дикое);  рядом с человеком (домашнее).

 3. Размер, возраст:  большой (взрослый);  маленький (детёныш). 

4. Цвет меха:  длинный;  средний;  короткий. 

5. Структура меха:  гладкий;  волнистый.

 6. Длина и форма хвоста:  короткий;  длинный;  колечком;  пушистый.

 7. Размер ушей.  большие;  маленькие;

 8. Форма ушей

 9. Чем питается.

10. Какую пользу приносит человеку, природе?

 «Человек» 

1. Имя.

 2. Пол:  мужской;  женский.

 3. Возраст.

 4. Рост:  высокий;  средний;  низкий.

 5. Телосложение:  полный;  худощавый.

 6. Цвет глаз.

7. Цвет волос.

8. Одежда.

9. Вкус:  любимое время года;  любимый праздник;  любимый цвет;  любимое блюдо. 10. Характер:  добрый;  злой. 

 11. Мечта.

 «Деревья» 

1. Название дерева, его вид:  хвойное;  лиственное;  плодовое.

 2. Где растёт:  в саду возле дома;  в лесу, в парке, возле воды.

 3. Строение (корни, ствол, ветки).

 4. Толщина ствола:  толстый;  средний;  тонкий.

 5. Высота дерева:  высокое;  среднее;  низкое. 

6. Форма листьев:  круглая;  ромбовидная;  треугольная;  клинообразная;  овальная;  удлинённая и узкая;  игловидная. 

Составление описательного рассказа по содержанию картины (пейзаж)

«Времена года»

1. Продолжительность дня и ночи:  день длительнее ночи;  день и ночь равны;  день короче ночи.

 2. Характерное состояние неба (солнечно, облачно).

 3. Изменения, которые происходят на земле:  покров (снег; молодая трава, ручьи; цветы; опавшие листья, сухая трава);  температура (холодная, тёплая).

 4. Изменения, которые происходят в растительном мире:  деревья спят, выбрасывают почки и цветут, дают плоды, сбрасывают листья);  трава (спит, прорастает, появляются первые цветы, появляются ягоды, созревают колосья, сохнет).

 5. Поведение животных (спят, или нет; просыпаются, рождают детёнышей; засыпают или нет).

 6. Поведение птиц (улетают в тёплые края или остаются дома, возвращаются из тёплых краёв, выводят птенцов).

 7. Какую одежду носит человек?

 8. Игры и развлечения детей в это время года.

Развитие связной речи.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

 Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.

 Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь.

Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

 1. Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе.

 2. "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).

 3. "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).

 4. "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)

5. "Что летает, ползает, идет, едет?"

 Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная.

 6. Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).

7. "Кто где живет?", "Чьи детки?"

 8. "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).

 9. "Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).

 Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме.

 Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

 В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия.

 В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

       Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений.

 Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет.

 1. "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).

2. "Какое слово убежало?" (Алеша ел...).

3. "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)

 4. "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).

 5. "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).

 6. "Почемучка" (Почему, нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? ( потому что сам сваливает грузы).

7. Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).

 Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу)

 Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за).

Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?". Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.

      Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

1. "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).

2. "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).

Полезны игры, развивающие описательную речь:

 1. "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).

2. "Угадай-ка" узнай предмет по описанию.

 3. "Небылицы".

 4. "Мое любимое животное".

 5. "Наши хорошие и плохие дела".

 При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

ПАМЯТКА К СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО ИГРУШКЕ

 1. Активизация памяти.  В предварительной беседе педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их.

2. Речевое задание.

 Воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть.

 3. Для чего используется   образец? Образец помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.

 4. Объяснение структурных компонентов образца. После образца воспитатель объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой: «В начале, я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой».

 5. Какой приём помогает усвоить образец педагога. Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-то из детей воспроизвести первую, а затем и вторую части.

 6. Указания воспитатель даёт в заключении беседы. В заключении беседы педагог даёт указания: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать всё об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом скажите, как вы с ней играете».

7. Оценки детских рассказов. К оценке привлекает всю группу. Он задаёт вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. ( Что в  рассказе больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? За что, хотелось похвалить рассказчика?)

 Затем воспитатель сам характеризует рассказ его качества. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы.

8. Как воспитатель помогает детям справиться с заданием? Если ребёнок затрудняется начать рассказ, педагог спрашивает о какой игрушке будет говорить и советует, как начать рассказ (можно показать несколько вариантов). Иногда достаточно только подбодрить. Приём совместных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи

К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи...

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Обучение детей описательному рассказу от имени предмета

Обучение детей описательному рассказу от имени предметаУчить  ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.Овладение связными формами высказываний – сложный и длител...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....