Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему

К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vystuplenie_zpr.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с ТНР

К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, относится формирование у них связной речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы:

- фонетико-фонематического,

-грамматического,

-лексического,

-недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи.

Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.

     Таким образом, развитие связной речи у детей ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

        Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.

1) Наглядный метод -  является источником информации для высказывания, средством накопления знаний, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

2) К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

 3) Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения.

         Таким образом, в развитии  связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, используя метод наглядного моделирования применяются следующие методические приемы: схемы рассказов; вопросы к детям; игровые упражнения; договаривание фразы, предложения и т.п.

В своей коррекционной работе по формированию связной речи  при составлении описательных рассказов я использую метод наглядного моделирования и мнемотехники.

   Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

     Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации..  

При обучении связной речи детей используются  следующие принципы:

- Принцип доступности;

- Принцип индивидуальности;

- Принцип наглядности;

- Принцип системности и последовательности.

Поэтому сначала я на своих занятиях использую ряд упражнений и игр, направленных на уточнение понятий формы и цвета:

  • «Подбери по цвету и форме»;
  • «Геометрическое домино»;
  • «Геометрическое лото»;
  •  «Угадай про какой предмет я рассказала»;
  •  «Запомни – повтори»;
  •  «Чего не стало?»;
  •  «Что изменилось?».

Для значения, уточнения и закрепления понятий твердый – мягкий, крупный – мелкий провожу игры:

  • «Чудесный мешочек»;
  • «Узнай на ощупь»;
  •  «Что на что похоже»;

Дети находит предмет и, не доставая, описывают его. Сразу знакомятся и с графическими изображениями: цвет ; форма ; размер.

Своего рода мнемоквадраты

Чтобы уточнить и закрепить понятия горький, кислый, сладкий и др. проводяся игры

  • «Узнай на вкус»,
  • «Скажи что попробовал»

 В процессе этих игр дети знакомились с вкусовыми качествами овощей, фруктов, упражнялись в подборе синонимов (горький – невкусный, неприятный). Сразу знакомились с графическим изображением: D:\Мои документы\Мои рисунки\Картинки\Картинки 1\Копия (8) Картинки 007.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\Картинки\Картинки 2\Копия (4) Картинки 031.jpg

Сначала при рассматривании предмета (игрушки) обращается внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры:

  • “Узнай по описанию”,
  • “Угадай, кто это?”;
  • “Какая это игрушка?”
  •  отгадывание загадок.

 При описании предмета сначала называется сам предмет (Это... зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания использовалось совместное рассказывание. Я начинала предложение, ребенок его заканчивал: “Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит... (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится... (играть с этой игрушкой)”.

Следующий этап определяется работой по  мнемодорожкам – это расположение мнемоквадратов в определённой последовательности.

После чего следует работа с мнемотаблицами.

    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Дети подготовительной к школе группы составляют самостоятельно рассказы описания, пользуясь  схемами для составления описательных рассказов.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для:

- обогащения словарного запаса;

- описания предметов, картинок;

- при обучении составлению описательных рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Одновременно решают следующие задачи:

 - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;

 - кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

- перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы.

      Таким образом, развитие описательной речи детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения  будет включена работа с наглядными моделями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине

В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...

Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...

Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей.

Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей....

Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»

В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...