Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии на тему
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые наруше.ния речи, относится формирование у них связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_vystuplenie_zpr.docx | 65.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разнообразных методов и приёмов при обучении составления описательных рассказов для детей с ТНР
К числу важнейших задач коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, относится формирование у них связной речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы:
- фонетико-фонематического,
-грамматического,
-лексического,
-недостаточной сформированностью произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) стороны речи.
Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Таким образом, развитие связной речи у детей ОНР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Одной из главных задач в работе по развитию связной речи у детей является необходимость правильного выбора методов и приемов обучения.
1) Наглядный метод - является источником информации для высказывания, средством накопления знаний, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.
2) К основным методам обучения детей связной речи относится словесный метод – обучение пересказу, рассказыванию (о предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.
В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.
3) Основным и самым важным видом деятельности, присущим ребенку, является игра, поэтому игровой метод в развитии связной речи занимает большое место. К ним относится дидактические, развивающие, пальчиковые игры, а также игровые упражнения.
Таким образом, в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, используя метод наглядного моделирования применяются следующие методические приемы: схемы рассказов; вопросы к детям; игровые упражнения; договаривание фразы, предложения и т.п.
В своей коррекционной работе по формированию связной речи при составлении описательных рассказов я использую метод наглядного моделирования и мнемотехники.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации..
При обучении связной речи детей используются следующие принципы:
- Принцип доступности;
- Принцип индивидуальности;
- Принцип наглядности;
- Принцип системности и последовательности.
Поэтому сначала я на своих занятиях использую ряд упражнений и игр, направленных на уточнение понятий формы и цвета:
- «Подбери по цвету и форме»;
- «Геометрическое домино»;
- «Геометрическое лото»;
- «Угадай про какой предмет я рассказала»;
- «Запомни – повтори»;
- «Чего не стало?»;
- «Что изменилось?».
Для значения, уточнения и закрепления понятий твердый – мягкий, крупный – мелкий провожу игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Узнай на ощупь»;
- «Что на что похоже»;
Дети находит предмет и, не доставая, описывают его. Сразу знакомятся и с графическими изображениями: цвет ; форма ; размер.
Своего рода мнемоквадраты
Чтобы уточнить и закрепить понятия горький, кислый, сладкий и др. проводяся игры
- «Узнай на вкус»,
- «Скажи что попробовал»
В процессе этих игр дети знакомились с вкусовыми качествами овощей, фруктов, упражнялись в подборе синонимов (горький – невкусный, неприятный). Сразу знакомились с графическим изображением:
Сначала при рассматривании предмета (игрушки) обращается внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры:
- “Узнай по описанию”,
- “Угадай, кто это?”;
- “Какая это игрушка?”
- отгадывание загадок.
При описании предмета сначала называется сам предмет (Это... зайчик), затем раскрываются его качества, свойства, назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта). Для описания использовалось совместное рассказывание. Я начинала предложение, ребенок его заканчивал: “Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост, блестящий мех). Лисичка любит... (бегать, охотиться, заметать следы). Мне нравится... (играть с этой игрушкой)”.
Следующий этап определяется работой по мнемодорожкам – это расположение мнемоквадратов в определённой последовательности.
После чего следует работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Дети подготовительной к школе группы составляют самостоятельно рассказы описания, пользуясь схемами для составления описательных рассказов.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
- обогащения словарного запаса;
- описания предметов, картинок;
- при обучении составлению описательных рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Одновременно решают следующие задачи:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;
- кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;
- перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы.
Таким образом, развитие описательной речи детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, будет осуществляться более эффективно, если наряду с системой игр, занятий и упражнений в систему обучения будет включена работа с наглядными моделями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине
В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...
Тема: «СИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Цели и задачи:Создание речевой среды и развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.Обучение детей рассказыванию с использованием наглядности.Использование разнообразных методов и...
Круглый стол для специалистов "Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов"
Проводился в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей.
Перспективное планирование НООД по обучению составлению описательных рассказов с использованием приёмов моделирования с учётом интеграции образовательных областей....
Использование пособий из фетра и ковролинового полотна в развивающей среде для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Презентация моих работ из фетра....
Круглый стол для педагогов: «Использование загадок в работе с детьми с общим недоразвитием речи с целью активизации их мыслительной деятельности и обучения составлению описательных рассказов»
В литературе подчеркивается важность следующего момента: ребенок должен не только отгадать, но и суметь доказать отгадку, т.е. обратить внимание на все указанные в ней условия, выяснить, что в них сущ...
Конспект НОД Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Полянка». Тема «Составление описательного рассказа по схеме о лисе».
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание по плану, активизация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши»....