"Развитие речи через рассматривание картин"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пескова  Ирина Леонидовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_cherez_rassmatrivanie_kartin.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

                                           

Методическая разработка

 ««Развитие речи через рассматривание картин»

для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

                                                                                   Составитель:

                                                        Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                      Пескова И.Л.

                                                     

   Предлагаемая разработка по развитию связной речи, прежде всего,  воспитывает у детей интерес к произведениям искусства. Постепенно  формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картину,  дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, направляется  их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

 Через произведения искусства дети не просто знакомятся с явлениями жизни: они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном, т. е. учатся эстетически осваивать жизнь. Эстетические оценки включают обычно и нравственные суждения — что хорошо и что плохо.

Для эстетического восприятия характерно заинтересованное, взволнованное отношение к изображаемым явлениям. Такое отношение находит выражение в словах, в оценке происходящего в картине.

      Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их.  Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому дети учатся с помощью образца рассказа, беседы по картины.

Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины, и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании, составляя описание и повествования по картинам с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, используя связную и образную речь.

Цель:   Развивать связную речь детей с помощью использовании произведений художественного искусства.

Задачи:

  1. Учить детей рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное,  видеть выразительные средства создания образа, характера.
  2. Высказывать свое отношение к изображенному на картине.
  3. Учить не только понимать изображенное на картине, но и говорить связно, излагая свои мысли в логической последовательности,  используя в речи сравнения, эпитеты, рассуждения
  4. Составлять связные рассказы по картинам, используя вопросы, упражнения на подбор образных средств языка.
  5. Воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства.
  6. Прививать бережное отношение к произведениям искусства.

 Формы и режим проведения работы.

Работа по развитию связной речи проводится 2 раза в месяц, во вторую половину  дня по 20-25 минут.

1 неделя - рассматривание картины.

2 неделя – составление рассказа по картине.

В методической разработке используются педагогические технологии:

  1. Обьяснительно – иллюстративные.
  2. Игровые.
  3. Проблемно – поисковые.
  4. Воспитательно – обучающие.

К концу года дети должны:

  1. Уметь рассматривать произведения, понимать их содержание, выделять главное,  использовать в речи сравнения, эпитеты.
  2. Составлять рассказы по картинам, рассуждать.

Литература.

  1.  Бондаренко Т.М.    «Комплексные занятия»
  2. Сохина Ф.А.     Ушакова О.С.   «Развитие связной и образной речи старших дошкольников»
  3. Дошкольное воспитание   1997г.   Стр.  19, 22.

Перспективный   план  работы.

  тема

        цель

                                  содержание

Сентябрь

И.Левитан

«Золотая осень. Слободка»

Рассматривание.

Учить детей рассматривать пейзажную картину, чувствовать ее настроение, подбирать и использовать сравнения и эпитеты при описании природы.

 Ф.Ю.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Рассказ воспитателя о художнике, о картине. Вопросы к картине: какое время года изобразил художник? Что вы видите на переднем плане картины? Какие деревья? Что о них можно сказать? Куда ведет дорога? На что похож огород на картине? Какой он? Что вы видите на втором плане картины? Какие краски использовал художник? О чем еще хотел он нам рассказать? Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает? Как бы вы назвали эту картину?

Обмен детскими впечатлениями.

Рассказывание.

Составление описательного рассказа по картине, формирование умения подбирать эпитеты для описания состояния природы.

Подбор определения к словам «береза, яблоня, дорога, деревня, небо, краски, настроение». Рассматривание картины под музыку. Чтение стих-я М.Лермонтова «Люблю дымок спаленный жнивы..»  Вопросы:  какую часть картины вы опишите вначале? О чем расскажите потом? Чем закончите рассказ? Как бы вы ее назвали?

Составление рассказов по пейзажной картине детьми.

Октябрь.

И.И.Шишкин

«Рожь»

Рассматривание.

Учить детей воспринимать образ Родины через пейзаж, видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности. Воспитывать любовь к родной природе.

 Рассказ воспитателя о художнике, о картине. Чтение ст.             М.Исаковского «А дорога расстилается…» Вопросы: что изображено на картине? Как вы думаете, что самое главное в картине? Как художник это показал? Какое время года мы видим? Какая рожь на картине? Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? От чего возникает такое настроение? Что своей картиной художник рассказал нам о Родине? Как бы вы назвали картину?

Рассказывание.

Продолжать учить воспринимать настроение пейзажной картины и описывать ее, используя эпитеты, синонимы, сравнения.

Рассматривание картины под музыку.                                              О чем рассказывает художник в картине?  Какое поле на картине? Солнечное, золотистое, яркое, хлебное, ржаное, большое, широкое.… На что похожи сосны в поле? Какими вы их видите? Чем этот пейзаж вам интересен? Рассказы детей.

Ноябрь.

И.И.Шишкин

«Утро в сосновом бору»

Рассматривание.

Учить детей понимать содержание произведения, выделять средства выразительности – цвет, композицию. Формировать эстетические представления о природе. Воспитывать интерес к живописи.

Вспомнить сказки, в которых рассказываются случаи, произошедшие с медвежатами в бору. Рассматривание картины. Вопросы: где и как расположены на картине медвежата? Какими изобразил художник медвежат? Где резвятся медвежата – в лесу или в бору? Откуда видно, что это глухой, темный бор? Отчего у нас возникает радостное настроение, когда мы смотрим на картину? А как можно узнать, что художник изобразил утро? Чем вам понравилось произведение?

Рассказывание.

Совершенствовать умения детей рассказывать по картине. Активизировать словарь: шаловливые, игривые, неуклюжие.

Вступительная беседа педагога по картине.                                Рассматривание картины. Вопросы,: какие вы вспомнили сказки, музыку, глядя на это произведение? О чем художник рассказал в своей картине? Почему вы решили, что о медвежатах? Рассказы детей по картине

Декабрь.

И.И.Шишкин

«Зима»

Рассматривание.

Вызвать эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы. Развивать воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности: цвет, форму.

Беседа о зиме, снеге. Загадка: Белая скатерть, все поле покрыла, «  Чтение ст. С.Есенина «Заколдован невидимкой».      Вопросы: что изображено на картине? Какими художник нарисовал снег, лес, небо? Какое настроение у зимы на этой картине? Какие чувства она вызывает у вас? Какое бы название вы дали картине? Почему?  Рассказ педагога об этой картине.

Рассказывание.

Вызвать желание рассказывать по картине последовательно, с логическим завершением высказывать свои чувства. Подбирать эпитеты.

Рассматривание картины под музыку Чайковского «Январь». Чтение ст. А.С.Пушкина «Зимнее утро».                                           Вопросы: кто из вас любит зиму? Почему?                                      Автор этой картины любит зиму? Почему вы так думаете?        Что вы представляете, глядя на этот пейзаж?                                   С чего вы начнете свой рассказ, о чем будете рассказывать потом, чем закончите рассказывание?

Январь.

В.Васнецов.

«Алёнушка»

Рассматривание.

Учить выделять главное в произведении, давать психологическую характеристику образу Аленушки. Развивать наблюдательность, сопереживание. Формировать эстетическое видение.

Рассказ педагога о художнике, о картине.                                    Вопросы: где в картине художник изобразил девочку? Какой изображена девочка? Какая она? Какое у нее лицо? Поза? Почему? Где она сидит? Почему? Как показал художник, что девочка горюет? Что окружает девочку на картине?  Какими красками написана картина? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину? А что вы чувствуете, глядя на нее? Чем она вам нравится? Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Рассказывание.

Составлять описательный рассказ по картине, высказывать свое отношение к ней, употреблять сложноподчиненные предложения.

Рассматривание картины. Вспомнить фамилию художника.  Вопросы: как бы вы назвали эту картину? Как назвал ее автор? Почему? Что вы можете рассказать об Аленушке? О чем еще можно рассказать глядя на картину? Расскажите о своем отношении к Аленушке, объясните его.   Предложить детям подумать: что случится с Аленушкой дальше? Как можно ей помочь?

Февраль.

В.М.Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

Рассматривание.

Учить понимать сказочное содержание, роль природы в передаче состояния героев. Замечать красивое сочетание красок. Развивать интерес, фантазию.

Рассматривание картины. Кто автор этой картины? Какие его картины вы уже знаете? Кто догадался, как называется эта картина? Как вы узнали, что эта картина на тему народной сказки? Что выражает лицо Ивана-царевича? Василисы? Расскажите об одежде героев. Какая природа окружает героев? Почему? Какое настроение возникает, когда смотрим на это произведение? Отчего возникает состояние тревоги? Как это показал художник?

Рассказывание.

Составлять сюжетный рассказ по картине, включающий описание внешнего вида героев, пейзажа, формировать умение понимать сказочные эпитеты.

Рассматривание картины. Вопросы: по какой сказки Васнецов нарисовал картину? О чем эта сказка? Кто ее герои? Почему их так зовут? Откуда и куда едут герои?  Если бы вы были художниками, какой бы сюжет из сказки нарисовали? Как вы думаете, что ждет этих героев?          Рассказы  детей  по картине используя прием «вхождение в картину».

Март.

И.Левитан

«Весна. Март»

Рассматривание.

Вызвать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы. Развивать воображение, творчество. Восп-ть интерес к рассматриванию картин.

Рассматривание картины. Чтение ст. Е.Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист…»                              Вопросы: какое время года изображено на картине? Как вы догадались? Какие краски, какие тона преобладают в ней? Почему? Что художник изобразил на картине? О чем он хотел нам рассказать? Какое настроение, какие чувства навевает на вас эта картина? Какими словами можно описать снег на картине? Небо? Деревья? Солнце? День? Погоду? Настроение природы, картины?

Рассказывание.

Учить описывать содержание, настроение картины, ее выразительные средства«цвет»,побуждать использовать в речи эпитеты, сравнения.

Рассматривание картины. Чтение ст. Н.Рыленков «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»               построение плана рассказа:  о чем они расскажут вначале. О чем потом и чем завершат.                                                                   Напомнить о приеме «вхождение в картину» - описать картину, как будто ты находишься в ней.  

Апрель.

А.Саврасов

«Грачи прилетели»

Рассматривание.

Учить понимать основную мысль произведения, углубить впечатления. Видеть изобразительные средства(композиция, перспектива, сочетание красок, колорит). Вос-ть эстетический вкус, любовь к природе. Развивать связную речь.

Рассказ педагога о картине. Чтение стихотворения   И.Бунина  «Бушует полая вода…»                                        Вопросы: какое время года изображено на картине? Почему вы так решили? Что изображено в центре картины? Где сидят грачи? О чем они заботятся когда возвращаются к нам из теплых краев? Какими красками написал художник картину? Что самое яркое в картине? Какое настроение передает художник? Как ему удалось это показать? А как художнику удалось показать движение в картине? О чем эта картина? Как бы вы назвали эту картину?

Рассказывание.

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине, активизировать в речи употребление сравнений, эпитетов при описании природы.

Рассматривание картины под музыку П.И.Чайковского «Апрель. Капель». Вспомнить автора и название картины. Вопросы: о чем картина? С чем можно сравнить небо на картине? Крик грачей? Снег? Какими словами можно рассказать о небе? О полях? Что вы видите в центре картины? Что вокруг? Что вам нравится в картине? Почему? Как можно закончить рассказ о картине?

Май.

В.М.Васнецов

«Богатыри»

Рассматривание.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы связно и последовательно, описывать внешность человека, пейзаж. Рассуждать о характерах героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения.

Рассматривание картины, чтение отрывка из былины: «Тут все богатыри все святорусские, садились они на добрых коней». Вопросы: кто здесь изображен? Какими изображены богатыри? Какие у них лица? Одежда? Оружие? Какие кони под ними и чем они украшены? Какая природа окружает богатырей? Что делают в поле богатыри? Какой богатырь вам больше нравится? Чем?  Чем понравилась картина?                                                            Краткий рассказ педагога о содержании картины.

Рассказывание.

Составлять связный, последовательный и выразительный рассказ, отмечать различие и сходство между людьми, подбирать точные слова для характеристики их облика.

Рассматривание картины. Вопросы: как бы вы назвали картину? Почему? Чем заняты, что делают богатыри в поле? О чем вы будете рассказывать, описывая богатырей? Чем можно закончить рассказ о богатырях? Чем схожи и чем отличаются богатыри? как зовут богатырей? Что будут делать богатыри дальше и чем все закончится. Дид.игра «Собери богатыря в дорогу» закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружия. З-ть в речи их названия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие речи через рассматривания картин"

Особым видом связного высказывания является рассматривание картин. Я предлагаю семинар - практикум для воспитателей развитие речи через рассматривание картин....

ООД во второй младшей группе по развитию речи.Тема: Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию. Задачи: 1. Учить отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.2. Обогащать речь прилагательными и глаголами.3....

конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...

ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема : Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»

Цель: продолжать учить детей рассматривать картину, формировать при этом умение участвовать в диалоге с воспитателем и сверстниками....

Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...