СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи

Клочкова Светлана Александровна

Изучить вопрос как влияет словотворчество на развитие монологической речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность темы исследования заключается в том, что одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования, далее ФГОС ДО): является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словотворчество будет способствовать развитию монологической речи, если

- дошкольники будут самостоятельно придумывать рассказы;

- использовать лексически-грамматические конструкции и звуковую культуру речи.

Анализ психолого педагогической литературы показал, что проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, и др.

Обучение монологической речи старших дошкольников в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Основы методики  монологической речи старших дошкольников определены в работах
М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой,
А. П. Усовой, Е. А. Флериной. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными-педагогами, лингвистами, психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.).

Для развития словотворчества ребенка, необходимо использовать следующие методы:

знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок ,сказок ,рассказов и т.д.

использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.

привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа должна проводится в комплексе от простого к сложному.

Огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей - это значительно повысит самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка, и удачному обучению в школе.

Исходя из выше сказанного мы предполагаем, что словотворчество будет способствовать развитию монологической речи, если

- старшие дошкольники будут самостоятельно придумывать рассказы;

- использовать лексически-грамматические конструкции и звуковую культуру речи.

Констатирующий эксперимент свидетельствуют о том, что большая часть старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития  монологической речи, поэтому необходимо развивать уровень монологической речи.

Разработав и внедрив серию развивающих занятий с использованием словотворчества для развития монологической речи дошкольников является главной частью  формирующего эксперимента.

Проводя формирующий эксперимент я решала следующие задачи :

Способствовала развитию у детей умения придумывать окончание к рассказам.

Учила детей правильно составлять лексическо-грамматические конструкции и звуковую культуру речи.

Способствовала умению детей составлять диалоги.

Способствовала умению детей  составлять рассказы по схеме.

Способствовала у детей развитию самостоятельно придумывать рассказы.

Способствовала умению детей  сочинять рассказ на свободную тему.

 Формирующей этап педагогического эксперимента был реализован серией образовательных мероприятий и созданием педагогических условий для развития у детей лексическо-грамматических конструкций и звуковой культуры речи, а также формирование навыков в придумывании рассказов с использованием традиционных методов развития словотворчества – составление сказок и рассказов.

Контрольный эксперимент показал, что специально созданные педагогические условия по развитию словотворчества помогли повысить уровень развития монологической речи у дошкольного возраста данной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Якутские народные сказки – как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

«Русские народные сказки как средство развития монологической речи детей 5-7 лет»

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями...

Использование мнемотаблиц, как средства развития монологической речи

Мнемотаблицы (опорные схемы) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают сло...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...

Использование на занятиях алгоритмов по русским народным сказкам как средство развития монологической речи детей 5-7 лет.

Представлен опыт работы с детьми  старшего дошкольного возраста на занятиях по русским народным сказкам. Раскрывается актуальность темы, виды и формы алгоритмов....