Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Закрепить знания о последовательной смене времен года, дни недели;

Продолжать учить участвовать в беседе по содержанию произведения, понимать основную мысль.

Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать.

Воспитывать интерес к миру природы, уважительное отношение к книге, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p_starik-godovik.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство с произведением В. Даля «Старик-годовик»

Цель: создание условий для закрепления временных понятий через знакомство с произведением В. Даля «Старик – годовик»

Задачи: 

- Закрепить знания о последовательной смене времен года, дни недели;

- Продолжать учить участвовать в беседе по содержанию произведения, понимать основную мысль.

- Развивать произвольное внимание, связную диалогическую речь, умение рассуждать.

- Воспитывать интерес к миру природы, уважительное отношение к книге, самостоятельность.

Ход:

Воспитатель: Ребята помогите мне отгадать загадку.

На одном боку цветы расцветают,

На другом - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом - сучья подсыхают.

О чем эта загадка? (о временах года). Бок на котором цветы расцветают – это весна. Там, где листы опадают – осень, плоды созревают – летом, а кусты замерзают – зимой.

Посмотрите в окошко.

Какое сейчас время года? (зима)

А что на это указывает? (ответы детей) Какие признаки весны вы знаете? (мороз на улице, окна замерзают, снег кругом)

Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.

Воспитатель: Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем. Владимир Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

-Сядьте красиво и правильно, слушайте внимательно. (Читаю произведение)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что означает слово «знойно»? (означает «горячо», «душно», знойный воздух трудный для дыхания).

Мужики стали жать рожь.

Как вы понимаете выражение «жать рожь»? (означает срезать под корень стебли ржи серпом или специальными машинами).

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

Воспитатель: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые нужно ответить.

-Что за птицы вылетели из рукава старка – годовика? (времена года)

-Какие это четыре крыла у каждой птицы? (зима, весна, лето, осень).

-Почему семь перьев в каждом крыле? (дни недели). Вспомните и назовите дни недели? (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

-Вы догадались, почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (день, ночь).

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

Воспитатель: Ребята, так кто же такой старик – годовик? (волшебник)

-Что помогает нам проследить за ходом времени, не дает забыть или перепутать, какое число, время года, день недели? (календарь).

Правильно, это календарь. Вы в группе тоже ведете свой календарь, где каждый день отмечаете погоду, меняете дату.

-Давайте выполним с вами задание, а называется оно «Закончи предложение». Я начну говорить, а вы заканчивайте, подбирайте нужные слова.

-Осенью бывает холодно, а зимой еще (холоднее)

-Весной бывает жарко, а летом… (еще жарче)

-Осенью ветер дует сильно, а зимой… (еще сильнее)

-Весной много цветов, а летом… (еще больше)

-Осенью дни короткие, а зимой… (еще короче)

-Весной дни длинные, а летом… (еще длиннее)

Хорошо, я предлагаю вам отдохнуть. Давайте встанем с вами.

Физминутка

-Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише – тише,

Деревцо все выше – выше.

Хорошо, присаживайтесь.

-Как вы думаете почему это произведение названо сказкой – загадкой? (потому что оно сказочное).

-А что в нем сказочного? (ответы детей)

-Как вы думаете, для чего В. И. Даль написал такую интересную сказку – загадку? (ответы детей).

-Чему хотел научить? (любить природу и много знать о ней)

Я приглашаю вас поиграть. По примеру писателя, я тоже приготовила загадки.

Правила игры такие, если правильно отгадаете загадку, получите фишку. Выиграет тот, у кого больше фишек.

-Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я. (лето). Отгадавший получает фишку.

-Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень).

- Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня. (зима).

- Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (весна).

-Мокнет земля, стынут поля, дождь поливает – когда это бывает? (осенью).

-Солнце печет, липа цветет, день прибывает – когда это бывает? (летом).

-Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей).

-С каким автором и произведением вы сегодня познакомились? (В. И. Даль – «Старик – годовик»)

-С какими новыми словами вы познакомились? (знойный, жать рожь).

-Что понравилось (ответы детей).

-О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе "Знакомство с инопланетянами"

Конспект итогового занятия по развитию речи у детей с нарушением зрения по программе "Радуга", с интеграцией  образовательных областей "Математика и логика", "Познавательное развитие"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с творчеством Агнии Барто»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе«Знакомство с творчеством Агнии Барто»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Знакомство со сказкой "Как ежик шубку менял".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Знакомство со сказкой "как ежик шубку менял"....