МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Корякова Светлана Викторовна

Методическая разработка посвящена стимулированию интереса обучающихся к родному языку и литературе. В ходе мероприятия раскрываются аспекты сохранения русского, как родного языка, прививается любовь к литературе на русском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ И ЛИТЕРАТУР

Автор-разработчик занятия

Корякова Светлана Викторовна, воспитатель, 1КК.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма организации: занятие.

Пространственно-временной ресурс: 30 минут.

Образовательная область: познавательное развитие.

Оборудование:

Картинки по сказкам, пазлы, алфавит, письма (на старославянском, английском, китайском языке), буквы из имени, карточки на которых дети будут писать слова, материал для раскрашивания.

Цель: дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Задачи:

Образовательные - закреплять представления и знания детей о культуре и языке русского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов.

Развивающие - развитие связной речи, памяти, внимания, воображения, творческих способностей дошкольников, развивать навыки общения между детьми разных национальностей.

Воспитательные - воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину, ориентировать на общечеловеческие ценности и толерантность.

Планируемый результат

Умеют

Проявляют отношение

  • различать, сравнивать звуки и буквы;
  • работать с алфавитом;
  • использовать алфавит при работе с художественной литературой;
  • рефлексировать.
  • проявляют интерес к устному народному творчеству;
  • проявляют интерес к русским традициям, обычаям;
  • с желанием участвуют в совместной деятельности.

Этапы

Ожидаемый результат

Совместная деятельность

педагога и детей

Организационный

Готовность детей к предстоящей деятельности

Воспитатель: я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

И пусть хорошее настроение не покидает нас до самого вечера!  

Мотивационный

Актуализация знаний, личностно- значимые ответы детей, мотивация, выбор методов, средств и форм  

Личностно-ориентированная беседа воспитателя с детьми.

В группу приходит письмо на английском, старославянском, китайском языках.

Воспитатель: посмотрите, сегодня к нам в группу пришло письмо. Кому его доверим прочитать?

Ответы детей: Артёму.

Воспитатель: хорошо, открывай и читай, Артем. Ответы детей: не получается прочитать.

Дети сравнивают с современным русским алфавитом, находят сходство и различия.

Воспитатель: почему мы не можем прочитать? Ответы детей: не знаем эти языки.

Воспитатель: а какой язык мы знаем?

Ответы детей: русский.

Воспитатель: почему?

Ответы детей

Воспитатель: у человека самые близкие и родные люди — это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным. Обычно первый язык, на котором учатся говорить, это родной язык.

Воспитатель: В какой стране мы живем?

Ответы детей: в России.

Воспитатель: да, мы живем в России. Россия - многонациональная страна. У каждого народа свой язык, это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. Сберечь язык - очень важная задача. Язык нам дорог, как родная мать, как Родина. На нем пишут письма, стихи, поют песни.

Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке.

Воспитатель: чтобы читать книги и писать письма   мы используем что?

Ответы детей: буквы.

Воспитатель: сколько букв в русском алфавите?

Ответы детей 

Воспитатель: как это проверить?

Ответы детей: считают.

Воспитатель: сможете ли вы найти букву с которой начинается ваше имя?

Ответы детей. Находят свою букву.

Воспитатель: можно украсить ее, чтобы она стала яркой и заметной.

Дети раскрашивают свою букву.

Основной

Действия. Контроль.

Воспитатель: Русский язык богат и разнообразен. Употребление синонимов (близких по смыслу слов) делает человеческую речь намного богаче, красочнее, живее, помогая точнее выразить мысль, избежав при этом ненужных повторений.

Воспитатель: Ребята, вы знаете хорошие, добрые слова на своём родном языке?

Ответы детей. Называют и записывают, воспитатель помогает.

Воспитатель: посмотрите, сколько слов мы придумали на родном языке.

Ответы детей. Подходят и приклеивают своё слово на доску (ватман, стену).

Выставка «Стена добрых слов»

Воспитатель:

Дарите добрые слова,

Всем-незнакомым и любимым.

Дарите добрые слова,

Чтоб сделать этот мир красивым!

Воспитатель: а, сказки-то вы любите, дети? Ответы детей: да, любим.

Воспитатель:

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы помогите собрать

Сказку русскую назвать!

Дети собирают из пазлов картинку, звучит волшебная, сказочная музыка, называют сказку.

Воспитатель: Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели! 

А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки!

Воспитатель загадывает загадки

  1. Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
  2. Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку повторяю …(алфавит).

Ответы детей.

Воспитатель: вот, послушайте, какие пословицы и поговорки есть в русском языке.

  1. Язык до Киева доведет (Как это понять?)

Ответы детей.

  1. Язык мой – враг мой.
  2. Язык острее бритвы.  
  3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Ответы детей.

Воспитатель: когда мы поем русские народные песни, то знакомимся с обычаями и традициями, с прошлым нашей страны. Из песен мы узнаем о жизни русского народа, его труде, о его чувствах и мыслях, об исторических событиях далекого прошлого, о народных праздниках.

Знакомство с песней «Вечер, вечер, матушка» или «Калинка-малинка моя».

Воспитатель: было ли вам понятно, о чем поется в песне?

Ответы детей.

Воспитатель внимательно выслушивает детей.

Физкультминутка

Подвижная игра

Воспитатель: предлагаю немного отдохнуть.

Читает текст:

Для начала приступаем, только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, все знакомые движения (вращение туловищем вправо и влево).

Разминаем наши плечи, руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука, а другая вниз пока (рывки руками).

Раз, два, три, корпус влево поверни, и руками помогай, поясницу разминай.

(повороты туловища в стороны).

А теперь прыжки у нас, дружно скачет наш отряд.

За прыжком – ещё прыжок, прыг да скок, прыг да скок (прыжки). 

Дети участвуют в подвижной игре

Рефлексивный

Воспитатель: ребята, о чем мы сегодня беседовали? Что было необычно? Какие трудности возникали? Справились ли вы с ними? Что лучше всего получалось?

Ответы детей.

Воспитатель и дети обсуждают результаты своей работы, описывают свои эмоции. Дети получают в подарок листы-раскраски «Мое имя».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народный фольклор как средство сохранения и развития родного языка"

Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных культурных, социальных и других связей нашего государства, н...

Методические рекомендации для родителей на тему "Родной язык, как неотъемлемая часть воспитания"

От того, как человек говорит, зависит мера его принятия в то или иное общество....

Методическая разработка "Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями"

Методическая разработка "Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями"...

"Роль семьи в сохранении и развитии родного бурятского языка"

Роль семьи в сохранении и развитии  родного языка н несравнима, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности челолвека, приобретаются все навыки, в том чис...

Методическая разработка конспекта по дополнительному образованию (английский язык) на тему: «Знакомство с английским языком. Вежливые слова»

middot; Познакомить детей с англоязычными странами; воспитывать у детей интерес к изучению иностранного языка, понимание и уважение к другой культуре;· Научить детей здороваться и пр...