«Бурятские песни как средство сохранения и развития родного языка в ДОУ»
статья
Код: УДК
«Бурятские песни как средство сохранения и развития
родного языка в ДОУ»
Рыгзынова Соелма Элбэгтуевна
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Ульгэр»
ГО «Поселок Агинское»
Цыренжапова Людмила Александровна
Педагог–психолог МАДОУ детский сад «Ульгэр»
ГО «Поселок Агинское»
Данная статья посвящена для сохранения и развития бурятского языка. Взаимодействие работы музыкального руководителя со специалистами.
Ключевые слова: изучение бурятского языка, участие в конкурсе, Фестиваль.
Язык и культура стоят в основе человеческих отношений, создают культурно – языковую среду, в которой происходит развитие и становление национальной личности. В этой связи актуально мнение великого немецкого мыслителя, философа Гегеля, считавшего одним из высших факторов образования знание и умение говорить на родном языке [2;71].
В настоящее время в нашем регионе тревожным симптомом неблагополучного положения с изучением бурятского языка является постепенное уменьшение количества его носителей. По данным ЮНЕСКО бурятский язык находится под угрозой исчезновения. Сегодня бурятский язык уступает место русскому языку, причем в просторечье и в быту. Уровень владения людей бурятским языком медленно падает.
Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Наш детский сад посещает 203 детей. Из них детей коренных национальностей: русские - 28, китайцы - 2, а остальная часть детей-буряты. К сожалению, детей, знающих свой родной бурятский язык, мало. В основном на бурятском языке говорят бабушки, и совсем немного молодых людей современного общества.
Перед нами встала проблема: как возродить бурятский язык? Решение данной проблемы мы видим в изучении родного языка в детском саду. Чем раньше это обучение произойдёт, тем лучше будет результат.
Но главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в наше время у молодых родителей вообще отсутствует среда общения на родном языке. В целях сохранения и развития бурятского языка на базе нашего детского сада МАДОУ «Ульгэр» реализуется программа по изучению бурятского языка, автор Д.Д.Могоева. Также, по заявлению родителей организована младшая группа по бурятскому языку и ежегодно в Агинском Бурятском округе проводится Фестиваль бурятского языка. В рамках Фестиваля для воспитанников ДОО проводятся разные конкурсы: конкурс чтецов «Барбаадай», «Шагай наадан», «Талын аялгаханууд».
Музыкальный руководитель готовит детей конкурсу бурятской песни «Талын аялгаханууд» («Степные напевы»). На музыкальных занятиях педагог знакомит детей с бурятскими народными инструментами, народными песнями, поэтами и композиторами. В желательно по одной песне разучивается бурятские песни с каждой группой .
При отборе ребенка на участие в конкурсе необходимо учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию детей и с хорошей памятью. При работе с замкнутыми, стеснительными детьми педагог-психолог оказывает помощь в психологическом сопровождении.
Разучивание бурятской песни и участие в конкурсе строится на интересе ребенка. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации через потешки, пальчиковые игры, скороговорки, стихотворения участниками занятий. В процессе этих педагогических методов и приемов развивается память, внимание, воображение, речь, восприятие и мышление.
Работая над формированием и развитием певческих навыков у детей дошкольного возраста, я стремилась к тому, чтобы дети пели естественно и выразительно. С этой целью привлекались необходимые традиционные методы и приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере ее исполнения, объяснялись и переводились незнакомые слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию. При работе над песнями, сложными в интонационном или ритмическом отношении, обязательно использовала специальные распевки, упражнения на прохлопывание ритмического рисунка. Однако в ходе работы я столкнулась с тем, что не все дети могли чисто и правильно воспроизвести заданную мелодию, необходима была работа по увеличению диапазона певческого голоса, формированию вокально-слуховой координации. Не секрет, что работа с дошкольниками над певческими навыками сложна. А также, когда дети при разучивании песен не понимают смысла слов на родном бурятском языке, я применяю мнемотехнику. Подбираю картинки по смыслу на одну фразу и показываю, и объясняю текст и проговариваем.
Использование упражнений Т.Э. Тютюнниковой в качестве голосовой разминки, моделирование звуковысотных отношений, таблицы-схемы, создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, образно-речевые игры - все это позволит добиться положительных результатов в обучении детей певческим навыкам. В конце учебного года было проведено обследование детей, многие дети стали чисто интонировать мелодию, петь стройно, звонко и выразительно. Они имеют высокий уровень развития звуковысотного слуха. У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования. Возросло количество детей с достаточно глубоким, длинным певческим дыханием. У отдельных ребят появилась легкость, полетность голоса. Дети, которые на начало учебного года были робкими и застенчивыми, проявили свои творческие способности на итоговом концерте.
Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.
На сегодняшний день дети умеют здороваться на бурятском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков бурятской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения бурятского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.
Список использованной литературы
- Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
- Лопсонова З.Б., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие. – Улан – Удэ: Изд - во «Бэлиг», 2006. – 104с.
- Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Код: УДК
«Бурятские песни как средство сохранения и развития
родного языка в ДОУ»
Рыгзынова Соелма Элбэгтуевна
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Ульгэр»
ГО «Поселок Агинское»
Цыренжапова Людмила Александровна
Педагог–психолог МАДОУ детский сад «Ульгэр»
ГО «Поселок Агинское»
Данная статья посвящена для сохранения и развития бурятского языка. Взаимодействие работы музыкального руководителя со специалистами.
Ключевые слова: изучение бурятского языка, участие в конкурсе, Фестиваль.
Язык и культура стоят в основе человеческих отношений, создают культурно – языковую среду, в которой происходит развитие и становление национальной личности. В этой связи актуально мнение великого немецкого мыслителя, философа Гегеля, считавшего одним из высших факторов образования знание и умение говорить на родном языке [2;71].
В настоящее время в нашем регионе тревожным симптомом неблагополучного положения с изучением бурятского языка является постепенное уменьшение количества его носителей. По данным ЮНЕСКО бурятский язык находится под угрозой исчезновения. Сегодня бурятский язык уступает место русскому языку, причем в просторечье и в быту. Уровень владения людей бурятским языком медленно падает.
Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Наш детский сад посещает 203 детей. Из них детей коренных национальностей: русские - 28, китайцы - 2, а остальная часть детей-буряты. К сожалению, детей, знающих свой родной бурятский язык, мало. В основном на бурятском языке говорят бабушки, и совсем немного молодых людей современного общества.
Перед нами встала проблема: как возродить бурятский язык? Решение данной проблемы мы видим в изучении родного языка в детском саду. Чем раньше это обучение произойдёт, тем лучше будет результат.
Но главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в наше время у молодых родителей вообще отсутствует среда общения на родном языке. В целях сохранения и развития бурятского языка на базе нашего детского сада МАДОУ «Ульгэр» реализуется программа по изучению бурятского языка, автор Д.Д.Могоева. Также, по заявлению родителей организована младшая группа по бурятскому языку и ежегодно в Агинском Бурятском округе проводится Фестиваль бурятского языка. В рамках Фестиваля для воспитанников ДОО проводятся разные конкурсы: конкурс чтецов «Барбаадай», «Шагай наадан», «Талын аялгаханууд».
Музыкальный руководитель готовит детей конкурсу бурятской песни «Талын аялгаханууд» («Степные напевы»). На музыкальных занятиях педагог знакомит детей с бурятскими народными инструментами, народными песнями, поэтами и композиторами. В желательно по одной песне разучивается бурятские песни с каждой группой .
При отборе ребенка на участие в конкурсе необходимо учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию детей и с хорошей памятью. При работе с замкнутыми, стеснительными детьми педагог-психолог оказывает помощь в психологическом сопровождении.
Разучивание бурятской песни и участие в конкурсе строится на интересе ребенка. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации через потешки, пальчиковые игры, скороговорки, стихотворения участниками занятий. В процессе этих педагогических методов и приемов развивается память, внимание, воображение, речь, восприятие и мышление.
Работая над формированием и развитием певческих навыков у детей дошкольного возраста, я стремилась к тому, чтобы дети пели естественно и выразительно. С этой целью привлекались необходимые традиционные методы и приемы: проводилась предварительная беседа о содержании песни, характере ее исполнения, объяснялись и переводились незнакомые слова. Специальное внимание уделялось чистоте интонирования и певческому дыханию. При работе над песнями, сложными в интонационном или ритмическом отношении, обязательно использовала специальные распевки, упражнения на прохлопывание ритмического рисунка. Однако в ходе работы я столкнулась с тем, что не все дети могли чисто и правильно воспроизвести заданную мелодию, необходима была работа по увеличению диапазона певческого голоса, формированию вокально-слуховой координации. Не секрет, что работа с дошкольниками над певческими навыками сложна. А также, когда дети при разучивании песен не понимают смысла слов на родном бурятском языке, я применяю мнемотехнику. Подбираю картинки по смыслу на одну фразу и показываю, и объясняю текст и проговариваем.
Использование упражнений Т.Э. Тютюнниковой в качестве голосовой разминки, моделирование звуковысотных отношений, таблицы-схемы, создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, образно-речевые игры - все это позволит добиться положительных результатов в обучении детей певческим навыкам. В конце учебного года было проведено обследование детей, многие дети стали чисто интонировать мелодию, петь стройно, звонко и выразительно. Они имеют высокий уровень развития звуковысотного слуха. У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования. Возросло количество детей с достаточно глубоким, длинным певческим дыханием. У отдельных ребят появилась легкость, полетность голоса. Дети, которые на начало учебного года были робкими и застенчивыми, проявили свои творческие способности на итоговом концерте.
Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.
На сегодняшний день дети умеют здороваться на бурятском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков бурятской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения бурятского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.
Список использованной литературы
- Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
- Лопсонова З.Б., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие. – Улан – Удэ: Изд - во «Бэлиг», 2006. – 104с.
- Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....
«Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов»
В жизни человеку приходится встречаться с различными проблемами, нарушающими внутреннее равновесие, гармонию, психическое здоровье.В наши дни наблюдается значительный рост интереса к различным ф...

«Формирование правил поведения у детей в экстремальных ситуациях как средство сохранения здоровья и жизни».
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые ребёнок должен выполнять, так как от э...

"Народный фольклор как средство сохранения и развития родного языка"
Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных культурных, социальных и других связей нашего государства, н...

Опыт работы по Проекту «Родные истоки» по направлению на сохранение и развитие языков, традиций, культуры народов родного края проживающих в Алькеевском районе села Борискино
Цель:• Сохранение, распространение и развитие национальной культуры, истории, традиций, обычаев, особенностей народов, проживающих на территории села Борискино Алькеевского района Республики Тата...
ПРОЕКТ «Мы-язык-театр», направленный на сохранение и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Татарстан
ПРОЕКТ «Мы-язык-театр», направленный на сохранение и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Татарстан...

