"Путешествие в страну Этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Илич Ольга Владимировна

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx212.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

«Путешествие в страну Этикет»

в подготовительной к школе группе

   

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 6-7 лет

Формы организованной образовательной деятельности: игровые упражнения, игры с правилами, беседа, речевая ситуация, решение проблемных ситуаций, обсуждение.

Формы организации: групповая.

Цель: формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами речевого этикета.

Задачи:  Образовательные

- Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;

- закреплять умение составлять пятистрочие о сказочном герое (метод Синквейн)

Развивающие

- Развивать речь, внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать.

Воспитывающие

- Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

- Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Словарь: «этикет», «тактичность».

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация из слайдов, «капли» из бумаги, магнитофон и флэшка с фонограммами музыки, ватман, лепестки волшебного цветка, корзиночки с обозначениями, картинки солнышка и тучки для рефлексии, смайлики для гостей.

Предварительная работа: просмотр развивающих мультфильмов «Лунтик и его друзья», чтение сказки «Красна шапочка», чтение и инсценировка стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Ход занятия:

1. На экране слайд с изображением детского сада.

Звучит «Песенка о вежливости» 

(дети под музыку входят в зал, держась за руки и образуют полукруг)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня в зале.

Так не строго и с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим?

Дети: Добротой.

Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети: Доброе утро!

(звучит рингтон почта майл)

2. На экране появляется слайд с текстом письма.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на электронную почту пришло странное письмо, давайте вместе попробуем его прочесть: (воспитатель  и дети зачитывают текст)        «Помогите! Мне страшно. В страну ЭТИКЕТ злые посланники  https://sovety4mom.ru/wp-content/uploads/2018/01/Bok-verh-Snezhnaya-koroleva.jpg   - Северные ветры принесли https://www.litprichal.ru/upload/363/204b25a773535d9a9fb224adb892137b.jpg. Жители страны https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/07ae/00022a8d-8bd89bb9/hello_html_13bae4ce.jpg и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета. И только с вашей помощью, в страну вновь вернется https://radugaakvareli.ru/image/catalog/kartinkikategorij/169.jpg и https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/10/ef5ba2e4f75d272dedeb00824c81da29.jpg, а

 жители станут вежливыми! Если вы решитесь на этот отважный поступок,

D:\мамино\ГРУППА №22\подготовительная\К ЗАНЯТИЯМ\РАЗВИТИЕ РЕЧИ\ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ\карта.JPG

предлагаю вам воспользоваться                        , с ее помощью вы без труда

C:\Users\Aist\Desktop\этикет\z1.png

сможете добраться до моего                                .

С уважением, https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0b4f/00173cce-b0c45268/img1.jpg Вежливости».

Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим? Сможем ли мы с вами добраться до страны Этикет и помочь местным жителям? (Ответы детей. Обратить внимание на незнакомое слово, объяснить значение) Тогда я предлагаю самый доступный для нас способ передвижения – полет на воздушном шаре (дети делают маленький круг и расходятся, «накачивая» шар: ш-ш-ш-ш-ш. Шар лопается, дети снова накачивают его. Наконец, шар готов к полету.)

3. На экране появляется слайд с изображением воздушного шара.

Как только я скажу: «Земля прощай!», - вы мне ответите: «В добрый путь!», - мы взлетим и полетим легко и плавно. Итак, « Земля прощай!»

Дети: «В добрый путь!»

(Звучит музыка, ребята и педагог изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.)

4. На экране появляется слайд с надписью «Страна ЭТИКЕТ».

(Музыка становится тише)

Воспитатель: Приземляемся. Вот мы и оказались, ребята, в странеЭтикет.

(Звучит сказочная зимняя мелодия)

5. На экране появляется слайд с замерзшим водоемом.

Воспитатель: Если следовать карте, то мы, ребята, у Моря Добрых слов. Вот только Северный ветер заморозил море в этой стране. Он вырвал из нее «волшебные» слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь. Давайте вспомним, какие же «волшебные» слова мы используем в своей речи, от которых людям становится теплее и радостнее.

 Пройдите к стульчикам, возьмите по одной капле, присядьте и, называя «вежливое слово», добавьте его в наше море Добрых слов –и таким образом мы его разморозим. (Дети по очереди называют «волшебные слова» и опускают в волшебный мешочек.)

(Музыка становится тише, слышится шум моря)

6. На экране появляется слайд с изображением моря.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ваши «волшебные» слова помогли оживить море Добрых слов. А наше путешествие продолжается.

Упражнение «Волшебный лес»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом).

Воспитатель: Посмотрим на карту. Нам необходимо пройти через Волшебный лес на Сказочную поляну. Я буду предупреждать вас о препятствии, которое встречается на пути, а вы постарайтесь его преодолеть. Но для этого слушайте внимательно и отвечайте на некоторые мои вопросы. Итак, отправляемся в путь. Раздвигаем ветви деревьев и … (звучит мелодия превращения) вступаем в Волшебный лес.

7. На экране появляется слайд с изображением леса.

 Вот сейчас мы идем по траве, она приятно ласкает ноги. Какая это трава, ребята? (зеленая, мягкая, прохладная, пушистая). А теперь у нас под ногами песок, как в пустыне. Какой это песок? (горячий, рыхлый, мелкий). Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Какой он? ( Огненный, обжигающий)  Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по снегу. Какой это снег? (мягкий, пушистый, белый,  холодный, искристый) И снова все изменилось. Теперь мы идем по лесу, где только что прошел дождь и перепрыгиваем через лужи. Какие, ребята, лужи? ( грязные, большие, глубокие, широкие, узкие, мелкие) Дальше проходим под еловыми ветками. Какие они? (колючие)  И снова побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки, а мы босиком. Что они делают с нашими ножками? (щекочут, покалывают) (вновь звучит мелодия волшебства)

8. На экране появляется слайд с изображением сказочной поляны.

Воспитатель: Вот и прошли мы сквозь «волшебный лес» и попали на Сказочную поляну. Присаживайтесь, ребята и послушайте. ( дети садятся на стульчики) Здесь нам предстоит выполнить несколько заданий. Вы любите сказки? (Ответы детей) Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба. Герои в сказках бывают положительные, а бывают отрицательные. Положительные герои – это какие? (добрые и вежливые) А отрицательные? (злые и грубые ) Итак, слушайте внимательно первое задание. Это игра «Пойми меня».У меня в руках карточки с изображением сказочных героев. По одному вы будете брать карточку и стараться как можно точнее описать героя, чтобы по этому описанию мы смогли его узнать. А начинать вы будете с характеристики, положительный это герой или отрицательный. Понятно задание? Приступаем.

(дети по очереди описывают героев сказок)

9. На экране один за другим появляются слайды с изображением отгаданных сказочных героев: Золушка, 10. Гуси – лебеди, 11. Золотая рыбка, 12.Баба – Яга, 13. Доктор Айболит, 14. Карабас-Барабас,15. Красная шапочка.

(слайд с Красной шапочкой остается на экране)

Воспитатель: Молодцы, справились отлично! Для выполнения следующего задания я предлагаю вам разделиться на две команды. Каждой команде предстоит собрать разрезную картинку и узнать из какой сказки этот сюжет.(звучит минус песни о Красной шапочке, дети собирают сказку «Красная шапочка», садятся на стульчики)

 Воспитатель: И с этим заданием вы справились, ребята! В следующем задании вам предлагается составить Синквейн , то есть пятистрочие со сказочным героем.  

16. На экране появляется слайд с изображением «елочки» (схема синквейна)

(воспитатель вспоминает с детьми принцип составления, дети составляют пятистрочие).

17. На экране появляется слайд с изображением Аллеи Уважения.

Воспитатель: Все задания Сказочной поляны выполнены!

Путешествие продолжается, и снова обращаемся к нашей карте. Мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет, ребята, потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и тактичность. (обратить внимание на незнакомое детям слово, объяснить) А сейчас встаньте возле стульчиков и немного разомнемся. Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно». Я буду называть ситуацию, а вы хлопать в ладоши, если это верное утверждение и топать ногами, если не верное. Итак:

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть вежливым.
  • Не слушать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь, ребята!

А сейчас давайте посмотрим небольшую сценку.

18. На экране появляется слайд с изображением Мальвины и  Буранино.

Кукольный театр (исполняют дети)

Мальвина: Здравствуй , Буратино.

Буратино:- Привет, Мальвинка.

Мальвина: Почему ты меня так называешь?

Буратино – А что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил. Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок. Мальвинка – пелеринка сорвала цветок.

Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.

Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а дразнилка какая – то.

Я не хочу слушать тебя.

Буратино - Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Мальвина: - Я ухожу, до свидания.

Буратино - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной произошла ссора? (Ссора произошла, потому что Буратино грубо называл её и придумал ей обидное прозвище).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию?( Да.)

 - Как?  (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей.

А давайте мы помирим Буратино и Мальвину, произнесем мирилку. Встаньте в пары, возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

Воспитатель: Молодцы! А теперь вставайте в круг и проведем музыкальную физкультминутку «Все друзья».

(звучит музыкальная игра «Все друзья», дети выполняют движения)

Воспитатель: Здорово, ребята! Присаживайтесь.

19. На экране появляется слайд с изображением Дворца феи Вежливости.

Вот мы с вами и оказались у Дворца феи Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о дружбе. Я буду начинать поговорку, а вы продолжите.

20. На экране появляется слайд с незаконченными пословицами, с каждым щелчком появляется правильный ответ.

- Друг познается… в беде.

- Старый друг… лучше новых двух.

- Друг дороже …денег.

- Кто друг другу помогает,… тот врага одолевает.

- Друга ищи, а найдешь… – береги.

- Не имей сто рублей…, а имей сто друзей.

- Человек без друзей,… что дерево без корней.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.

(звучит рингтон почта майл) Смотрите-ка, мне на почту опять пришло письмо.

21. На экране появляется слайд с текстом письма.

«Добрый день! Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. А вам за доброту и стремление помочь другим в трудную минуту я приготовила сюрприз. Он ожидает вас в детском саду. С благодарностью, Фея Вежливости.»

Воспитатель: Как приятно помогать другим , делать добро. Правда, ребята? А сейчас давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов память о нашем путешествии. (На ватмане уже приклеена серединка цветка, лепестки с вежливыми словами раздаются по одному детям)

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

22. На экране появляется слайд с загадками, с каждым щелчком появляется правильный ответ.

Загадки:

Яркое солнышко встало опять

Что мы должны ранним утром сказать?

Дети: «Доброе утро!» (1 ребёнок приклеивает лепесток на ватман)

Пора за стол, всё для еды накрыто.

Желаем всем …

 Дети: «Приятного аппетита!» (2 ребёнок приклеивает лепесток на ватман)

Нам говорить совсем не лень

Своим знакомым…

Дети: «Добрый день!» (3 ребенок приклеивает лепесток на ватман)

А вечером при встрече

Скажу я…

Дети: «Добрый вечер». (4 ребенок приклеивает лепесток на ватман)

Если друг чихнуть готов,

Вспомни фразу …

Дети: «Будь здоров!» (5 ребенок приклеивает лепесток на ватман)

Друг другу на прощание

Мы скажем…

Дети: «До свидания!» (6 ребенок приклеивает лепесток на ватман)

За всё, что делают для нас!

С тобою скажем мы не раз

Дети: «Спасибо!» (7 ребенок приклеивает лепесток на ватман)

 (на ватмане получается «Цветик - семицветик» из вежливых слов) 

23. На экране появляется слайд с изображением Цветика – семицветика.

Воспитатель: Этот цветок будет в нашей группе, чтобы, глядя на него, мы всегда оставались вежливыми и культурными.

Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь и возвращаться в детский сад, воздушный шар ждет нас

24. На экране появляется слайд с изображением воздушного шара.

 «Земля прощай!»

Дети: «В Добрый час!»

(Звучит музыка. Все ребята и педагог изображают полет на воздушном шаре и оказываются в детском саду).

25. На экране слайд с изображением детского сада.

Воспитатель: Ну вот мы и снова возвратились в детский сад! Присаживайтесь, ребята. Понравилось вам наше путешествие? Что нам удалось сделать во время этого путешествия? (Ответы детей) А теперь послушайте, что я вам предложу. Если на занятии вам было интересно, вы узнали что-то новое и познавательное, вы находились в хорошем настроении, то возьмите солнышко и опустите в корзиночку с солнышком, а если вам было не интересно, скучно, то возьмите тучку и положите в другую корзиночку.

(Звучит спокойная мелодия, дети опускают солнышки, мелодия звучит тише)

Воспитатель: Мне хочется, чтобы и все присутствующие унесли с собой только добрые воспоминания о нашем занятии. Давайте  нарисуем веселых смайликов и подарим их нашим дорогим гостям. Согласны, ребята?

(звучит музыка из к/ф «Усатый нянь», дети рисуют улыбки на смайликах и раздают их всем присутствующим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия«Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированногозанятия-развлечения....

«ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ЭТИКЕТА», методическая разработка НОД

"Путешесчтвие в страну Этикета", конспект  НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Социализация»...

Развлечение "Путешествие в страну этикета".

Данное развлечение поможет в игровой форме формиро­вать элементарные правила вежливос­ти; представление о хороших и пло­хих поступках; умение правильно оце­нивать себя и других; закреплять правила пов...

Путешествие в страну этикета

На этом занятии воспитатель с детьми продолжает закреплять элементарные правила вежливости с помощью психогимнастических упражнений и дидактических игр....

НОД в старшей группе с использованием ИКТ. Познание. Формирование целостной картины мира «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА»

Программные задачи: Заключить основы эмоционального, положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми. Формировать элементарные правила вежливости; представлени...

Презентация "Путешествие в страну Этикет"

Прав был А. С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»....