конспект ИРС по развитию речи в средней группе "Звук Ж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект ИРС по развитию речи в средней группе. Тема занятия: Звуковая культура речи – звук «Ж» Форма организации: групповая Форма проведения: традиционная Вид ИРС: игровой Тип занятия: обучающий Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ИРС по развитию речи25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игровой развивающей ситуации по образовательной области «Речевое развитие» в  средней группе.

Автор: Гниденко Олеся Анатольевна, воспитатель I к/к, МБДОУ г. Тулуна  «Центр развития ребенка – д/с «Гармония»

            Тема занятия: Звуковая культура речи – звук «Ж»

Форма организации: групповая

Форма проведения: традиционная

Вид ИРС: игровой

Тип занятия: обучающий

Программное содержание: упражнять в  произношение звука в слоге, разных словах, фразах; учить узнавать звук «Ж» в названии предметов, животных, изображённых на картинках; развивать звуковую и интонационную выразительность речи, воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Словарная работа: жук, жужжит, жираф, журавль.        

Оборудование: аудиозапись «Звуки леса» (жужжание жуков),  коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки: большие и маленькие жуки;  листочки с картинками, в названиях которых, есть звук «Ж»; раскраски.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций насекомых, артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок,   отгадывание загадок про насекомых; беседа о насекомых, беседа о звонких и глухих согласных звуках.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально – коммуникативное развитие» - обсуждение ситуаций  «Кто в коробке», «Научим жука петь песенку», подарок

О.О. «Познавательное развитие» -  повторение названий насекомых, отгадывание загадки, рассматривание картинок.

ОО «Физическое развитие» -  физминутка

ОО «Художественно-эстетическое развитие» - слушание музыкального отрывка

Технологическая карта ИРС

Этапы занятия, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный - 2  мин.

Сюрпризный момент – коробочка.

Словесный метод

Обращает внимание на коробочку, задает вопрос «Хотите узнать, кто в коробочке?»  Поясняет, отгадав загадку, узнаете, кто внутри. Загадывает загадку (Приложение 1). 

Дети рассматривают коробочку, выражают желание узнать кто в коробочке. Слушают загадку. Предлагают ответы.

2 этап. Основной - 10 мин.

Мотивация к деятельности- жук.

Словесный метод

Достает игрушку - жука из коробки. Обращает внимание, что жук молчит. Поясняет, что жук забыл свою песенку. Спрашивает желание детей помочь ему и научить его  произносить   песенку.

Рассматривают жука, слушают о том, что жук молчит. Дают согласие помочь научить жука петь песенку.

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Произносит  «Ж-ж-ж». Пояснят это песня жука, она поётся также как песня змеи «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом,  песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко.

Предлагает приложить ладонь к горлу и спеть «ж-ж-ж».

Спрашивает,  поётся песня  в горлышке.

Предлагает приложить ладонь к горлышку и спеть песню змеи. Задает вопрос, поет ли горлышко при произнесении звука «ш».

 Предлагает поучить песенку жука, поясняет, как произносить звук  (Приложение 2). Предлагает повторить звук «Ж».

Слушают дифференциацию звуков «ж-ш», прикладывают  ладонь к горлу, определяют, звонкий и глухой звук «ж-ш», Отвечают на вопросы, поет ли горлышко?

Слушают, произносят звук «Ж».

Игровой прием

Показывает картинки большого и маленького жука. Предлагает  спеть всем  вместе песню маленького жука и большого жука (маленького- тихо, большого-громко).

Выполняют игровое упражнение и произносят звуки громко-тихо, согласно картинкам.

Физминутка

Предлагает  поиграть, просит представить, что дети - жуки, а ковер луг. Произносит текст физминутки. (Приложение 3)

Играют, превращаются в жуков,  выполняют физические упражнения, согласно тексту.

Наглядный метод

Словесный метод

Практический метод

Обращает внимание на картинки на фланелеграфе, поясняет жуки улетели, но оставили свою «песенку» в словах. Предлагает, послушать еще раз как поет жук в словах. Произносит слова, согласно картинкам. Жжжук, кружжжок, жжжираф. Предлагает попробовать произнести так же всем вместе. Предлагает послушать детей.

-

Рассматривают картинки. Слушают слова с четким проговаривание звука «Ж» в словах.

Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

Словесный метов

Спрашивает, знают ли дети слова, в которых есть звук «ж»? (песенка жука).

Предлагает назвать слова с «песенкой» жука. Слушает ответы детей.

Отвечают на вопросы Называют слова со звуком «Ж». Слушают ответы друг друга.

Словесный метод.

Игровой прием

Предлагает поиграть в игру   «Поймай жука».

Поясняет, нужно хлопнуть один раз в ладоши, если услышат  песенку жука – звук «Ж».

Произносит звуки А,Ж, Т, М,Ж, О, Ш, Ж, Н, Ж, Ж.

 (Если дети ошибаются, предложить помощь)

Подводит  мини-итог по игре, поясняя что, все справились,  хлопали только на звук Ж.

Слушают звуки, хлопают в ладоши, если слышат звук «Ж».

Слушают анализ выполнения задания со звуками.

Словесный метод

Предлагает произнести чистоговорки.

 (Приложение  4).

Произносят чистоговорки, стараясь голосом выделить нужный звук.

Музыкальный фрагмент

Словесный метод

Предлагает  прислушаться  к  мелодии – жужжание жуков. Поясняет, что дети научили  жука петь его песенку.  И жук от радости сочинил стишок.

Предлагает послушать стих. Читает стих. (Приложение  5). 

Прислушиваются к мелодии звучания. Слушают похвалу за то, что научили жука петь песенку. Слушают стих.

Словесный метод

Спрашивает желание выучить стих наизусть. Задает вопросы по содержанию стиха. (Приложение 6).

Предлагает послушать еще раз. Читает стих еше раз. Предлагает проговорить стих  хором. Спрашивает желающих детей прочесть стих наизусть. Предлагает вместе рассказать  песенку жука,  выделяя голосом звук «Ж» (повтор хоровой).

Соглашаются выучить наизусть стих. Отвечают на вопросы по содержанию. Хором проговаривают стих. Читают стих наизусть 2 -3 ребенка. Хоровое чтение.

3 этап. Заключительный –   3 мин.

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

Предлагает присесть за столы.

Обращает внимание детей на предметы, нарисованные на листочках.  Предлагает рассмотреть картинки.

Предлагает выполнить задание, определить в каких словах есть псенка жука – звук ж, и обвести картинку  в кружок  (жираф, журавль, собака, еж, заяц, пожар, лыжи, лужа).

Присаживаются за столы,  рассматривают картинки. Выполняют задание: обводят картинку со  звук «Ж».

Анализ

Рефлексия.

Хвалит детей. Благодарит их за отзывчивость и активность.

Дарит подарки детям.

Слушают анализ работ воспитателем. Рассматривают раскраски.

Приложения.

  1. Загадка

 Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу.

Букву ж всегда твержу.

Знаю твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом. ( Жук.)

  1. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж».)
  2. Физкультминутка «Жуки»

На лужайке, по ромашкам                       Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

-Жу-жу-жу,жу-жу-жу                               Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,                             Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь.                        Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел,                                 Приседают

Отдохнул и полетел.                                 Бегают и затем садятся на свои места.

  1. Чистоговорки

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

  1. Стих «Жу-жу».

Жук жужжит: «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

  1. Вопросы:

-Что делает Жук? (жужжит).

-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу).

- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

-Над чем жужжит Жук? (над ухом).

- Кого будит жук? (детишек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...