Дидактические упражнения на развитие словаря детей
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тюсикова Наталья Викторовна

Дидактические упражнения на развитие словаря детей

 

  1. «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

 Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает.

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует.

Игра помогает активизировать использование глаголов в речи, тренирует внимание

  1. "Расскажи мне сказку".

Цель: Активизация словаря.

Задачи:

- создать условия для закрепления в речи слов, узнанных из русских народных сказок;

- учить детей концентрировать внимание, активизировать мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес к чтению сказок;

- стимулировать творческий и эмоциональный интеллект.

Материалы: два кубика, на сторонах которых наклеены картинки с изображением персонажей из сказок и "сказочные" атрибуты: петушок, мышка, заяц, кот, волк, медведь, колобок, бабушка, печка, дед, лиса, внучка и т. д.

Вариант 1

Ребёнок бросает кубик и пытается как можно большим количеством слов назвать то, что нарисовано на выпавшей картинке. Например: Лиса - кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, рыжая плутовка.

Вариант 2

Ребёнок бросает кубик и называет как можно большее количество сказок с персонажем или предметом, изображённым на картинке.

Вариант 3

Ребёнок бросает два кубика и старается придумать сказку или предложение по двум выпавшим картинкам.

Игра тренирует память, развивает мышление, стимулирует творческий интеллект, активизирует мыслительную деятельность.

  1. «Разговор по телефону»

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома (картинки с изображением домов, в окнах домов расположены персонажи) В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Игра помогает ориентироваться в пространстве и на плоскости, закрепляет использование наречий, означающих направление.

  1. «Назови одним словом»

Цель: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас. Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_uprazhneniya_na_razvitie_slovarya_detey.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические упражнения на развитие словаря детей

  1. «Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.

 Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает.

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует.

Игра помогает активизировать использование глаголов в речи, тренирует внимание

  1. "Расскажи мне сказку".

Цель: Активизация словаря.

Задачи:

- создать условия для закрепления в речи слов, узнанных из русских народных сказок;

- учить детей концентрировать внимание, активизировать мыслительную деятельность;

- воспитывать интерес к чтению сказок;

- стимулировать творческий и эмоциональный интеллект.

Материалы: два кубика, на сторонах которых наклеены картинки с изображением персонажей из сказок и "сказочные" атрибуты: петушок, мышка, заяц, кот, волк, медведь, колобок, бабушка, печка, дед, лиса, внучка и т. д.

Вариант 1

Ребёнок бросает кубик и пытается как можно большим количеством слов назвать то, что нарисовано на выпавшей картинке. Например: Лиса - кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, рыжая плутовка.

Вариант 2

Ребёнок бросает кубик и называет как можно большее количество сказок с персонажем или предметом, изображённым на картинке.

Вариант 3

Ребёнок бросает два кубика и старается придумать сказку или предложение по двум выпавшим картинкам.

Игра тренирует память, развивает мышление, стимулирует творческий интеллект, активизирует мыслительную деятельность.

  1. «Разговор по телефону» 

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома (картинки с изображением домов, в окнах домов расположены персонажи) В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Игра помогает ориентироваться в пространстве и на плоскости, закрепляет использование наречий, означающих направление.

  1. «Назови одним словом» 

Цель: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас. Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие словаря детей 2 младшей группы.

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование иг...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Настоящий план носит коррекционно-развивающий характер.Он предназначен для обучения и воспитания детей старшего возраста с общим  недоразвитием  речи, с недостаточным  словарным  з...

Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию оп...

Упражнение на развитие словаря детей дошкольного возраста

Упражнение ( игра) 1. "Угадайка".Цель: Расширение объёма словаря, уточнение представлений о признаках предметов.Оборудование: загадки о фруктах и овощах, карточки с рисунками фруктов и овоще...

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр и упражнений на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.Материал подготовила  Меркулова Елена Анатольевна  - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Консультация для воспитателей"Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря детей"...