Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с рассказом Б. Житкова "Белый домик"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванникова Ольга Андреевна

Описание и объяснение поступка героев рассказа «Белый домик» Бориса Житкова, через знакомство детей с рассказом, беседу с детьми и проведение дидактической игры «Найди пару и опиши эпизод из рассказа» на интерактивной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zhitkov_belyy_domik.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие

Тема занятия: «Знакомство с рассказом Бориса Житкова «Белый домик»»

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Описание и объяснение поступка героев рассказа «Белый домик» Бориса Житкова, через знакомство детей с рассказом, беседу с детьми и проведение дидактической игры «Найди пару и опиши эпизод из рассказа» на интерактивной доске.

Задачи занятия: 

Обучающая задача: познакомиться с содержание рассказа «Белый домик», определить героев, описать и объяснить поступки героев в рассказе.

Развивающая задача: определить поступок героев.

Воспитательная задача: не перебивать друг друга во время беседы.

Дополнительные задачи:

Дидактическая задача: закреплять умение запоминать, находить пару к картинке и объяснять, что на ней изображено.

Игровая задача: получить как можно больше фишек за правильные ответы.

Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Найди пару и опиши эпизод из рассказа», подготовка вопросов к беседе, иллюстраций.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей 

Планируемые результаты

1.

Введение в образовательную ситуацию.

Привлечь внимание детей к себе. Настроить на дальнейшую работу.

(стоя в кругу) Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть вас, таких добрых, отзывчивых, с умными глазами. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Ольга Андреевна. А вас?

Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, поделимся хорошим настроением.

Настроение у всех хорошее, тогда начнем наше занятие по развитию речи. Для этого присядьте на стульчики.

Контроль осанки.

(дети садятся, воспитатель напротив тоже на маленьком стульчике).

Ребята, я уверенна, что вы все любите читать рассказы и сказки, которые нас много чему могут научить.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир творчества, известного русского писателя Житкова Бориса Степановича.

Его творчество зачитываются во всём мире, и дети и взрослые.

Словесный

Дети внимательно слушают педагога, представляются.

Готовность к предстоящей деятельности. Внимание детей устремлено на педагога

2.

Основной этап

2.1.

Создание проблемной ситуации, постановка цели.

Заинтересовать детей

Сегодня я хочу вас познакомить с моим любимым рассказом Бориса Степановича, который называется «Белый домик»

В рассказе встречаются слова которые мы можем не совсем понять, давайте их разберём:

Шлюпка – лодка.

Корма – задняя часть лодки, корабля.

- Садитесь удобнее, спинки держим ровно, приготовьтесь слушать, я начинаю читать, а вы слушайте внимательно, чтобы смогли ответить на вопросы.

Словесный, двигательный, наглядный

Дети слушают значение непонятных слов.

Настрой на запоминание сказки

2.2.

Проектирование, решение проблемной ситуации.

Познакомить с содержанием рассказа,  понять понимание содержания, проанализировать поступок героев

Чтение рассказа «Белый домик».

Беседа по содержанию.

- ребята, какое у вас настроение после прослушивания рассказа?

 А сейчас мы ответим на вопросы.

Отвечать будем полным предложением, не перебивая друг друга и помним, что право ответа это поднятая рука.

Автор рассказал нам о братике и сестричке Нине, которые отправились в морское путешествие, не поставив в известность родителей, и какой хороший урок они извлекли из этого путешествия, как и мы с вами.

- куда ребята отправились в морское путешествие?  (к белому домику)

Физ минутка.

Давайте немного отдахнём, представим что мы море, как море воонуется (волны руками)

А как оно шумит, давайте произнесём звук –Ш-

- Давайте вспомним, какие испытания ребята преодолели по пути?  (они сели на мель, Нина плакала, в домике ни кого не оказалось).

- Давайте вспомним, что Нина говорила братику про слова мамы, я начну а вы продолжите:

- Мама мне так и говорила: «Если с вами что-то случиться, я с ума сойду».

- После того как ребята вернулись домой, как их встретила мама? (мама сердилась и радовалась сразу)

- Какой совет мы можем дать ребятам, чтобы близкие не переживали за них, и в таком путешествие с ребятами ни чего не случилось?

Дети слушают рассказ, готовятся отвечать на вопросы.

Ответы детей на вопросы.

Дети внимательно слушают рассказ, спину держат прямо,

Дают полные ответы на вопросы по содержанию рассказа, не перебивая друг друга.  Понимают значение новых слов, высказывают личное мнение, слушают ответы друг друга, не перебивая

2.3.

Этап выполнения действия.

Вспомнить эпизоды сказки через дидактическую игру

Давайте пройдем и встанем перед интерактивной доской. Давайте вспомним правила работы с интерактивной доской.

А теперь нам нужно подготовить наши глазки.

«Глазки»

(Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы).

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Сейчас мы с вами еще раз встретимся с героями рассказа. На доске вы увидите 9 картинок по нашему рассказу. Эти картинки парные, но одна тут лишняя, у неё нет пары. Вам надо внимательно посмотреть на доску и запомнить, где расположены парные картинки, в каких клеточках. Потом я убираю картинки. Вы по очереди подходите к доске, открываете картинку, вспоминаете, где находится ее пара, открываете её и рассказываете, какой эпизод сказки на них изображен.

Кто правильно откроет картинки, найдя пару и расскажет, что на них изображено, получит фишку. Победителем в игре станет тот, у кого больше фишек.

Приготовились… внимание… открываю картинки. Внимательно смотрим на них и запоминаем расположение пар. (считаю до 20 про себя).

Проводится дидактическая игра «Найди пару и опиши эпизод из рассказа» на интерактивной доске.

Вы такие молодцы, вспомнили, где расположены картинки, рассказали, что на них изображено. Но, к сожалению один раз Ваня ошибся и не смог вспомнить пару к картинке, которую он открыл. Давайте посчитаем, сколько у кого фишек.

Словесный, игровой

Дети проговаривают правила. Не стоять перед доской слишком близко, не работать мокрыми руками, не касаться проводов, подходить к доске по очереди. Поработав у доски, отходить на своё место.

Дети делают зрительную гимнастику

Дети слушают правила игры

Дети с помощью считалочки выясняют, кто первый начинает игру

Дети играют, получают за правильные ответы фишки

Хлопают победителю игры

Дети проигрывают игру, закрепляют знания.

3.

Заключительный этап.

Рефлексия.

Проанализировать деятельность детей. Показать результат всего занятия.

Ребята, давайте пройдем и сядем ровно, на свои места, на стульчики.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Чему же учит нас этот рассказ?

Это рассказ нас учит, что мы должны говорить о своих мечтах, доверять родителям и делиться с ними своими мечтами.

Как замечательно, что путешествие завершилось хорошо, в этом помог ребятам опыт брата, которого папа с самого детства учил ходить на лодках, опыт сестрички Нины. Которая знала что нужно брать с собой в путешествие.

Дети, спасибо вам за занятие, мне было очень приятно работать с вами.

Словесный

Ответы детей

Анализ деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»

Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Конспект занятия по развитию речи по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?»

Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.Грамматика. Уп...

Конспект занятия по развитию речи «Описательный рассказ по картине»

учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки»; продолжать учить...