Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карагодина Анастасия Андреевна

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_prishla_zima.docx17.1 КБ
Файл konspekt_nod_prishla_zima.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима»

Цели:

-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;

-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;

-активизация словаря по теме;

-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные.

Задачи:

учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.); беседа о диких животных; рассматривание картинок.

Материал: иллюстрации зимнего пейзажа, снежинки; бумажная снежинка для игры; вырезанные снежинки; песня «Белый Снег».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: ребята, в самом начале нашего занятия, я хочу вам загадать загадку. Когда вы ее отгадаете, мы и узнаем тему нашего занятия, Готовы слушать загадку?

Если ветер злющий кружит, 
Застеклились за ночь лужи, 
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих, 
На деревьях, на карнизах 
Кружева да бахрома, 
Это значит - на снежинках 
Опустилась к нам ... (Зима)

Воспитатель: О каком времени года эта загадка? Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель:  Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?

Дети: Россия


Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?

 Дети: Зима в России белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель: ребята, давайте немного поиграем. Вам нужно подобрать к словам характерные признаки.

( Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные)

Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .

Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).

Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).

Деревья (какие). (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .

Дни (какие). (короткие, холодные, ясные)

Воспитатель: Ребята, а  после какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяца? Как вы думаете, пахнет зима?

Дети: морозом, свежестью

Воспитатель:  Давайте вспомним  характерные признаки зимы.

- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)

Воспитатель: Молодцы, ребята хорошо отвечали, все признаки мы знаем.А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

Вот снежинки вниз летят,

На дома и на ребят.

Мы на улицу пойдём

И в снежки играть начнём.

Падай снег, веселей!

Будет всё кругом белей.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки- балеринки

Мы танцуем день и ночь

Мы деревья побелили

Крыши пухом замели

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети:  Снегопад

Воспитатель: Правильно, это явление называется снегопад, посмотрите я покажу вам как выглядит снегопад.

(медленно высыпаю снежинки на поднос)

 Воспитатель: Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок, 
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?

Дети:  метель, вьюга

Воспитатель: Правильно ребята, это метель. Давайте мы с вами покажем какая бывает метель.

Дыхательная зарядка «Метель».

(Дети дуют на снежинки и они поднимаются)

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста песенку.

(Звучит песня «Белый снег». Дети слушают мелодию и текст песни.)

Воспитатель: Дети, вам понравилась песенка? Про что она? А песня грустная или веселая? Конечно, песенка довольно веселая, радостная, и снежинки в ней, как белые пушинки, закружились в хороводе…И композитор, который сочинил эту песню, так её и назвал «Белый снег»…

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, где же живут снежинки,  и откуда они к нам прилетают? (Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте стихотворение  про снежинку:

 Села мне на рукавичку

Лёгкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

Воспитатель: Понравился вам стих? Правда, красивый? Дети, а как вы понимаете выражение «нахохлила ледяную спинку?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, означает выражение: «распушила свои   лучики ледяные», как будто птичка расправила все свои перышки, и поэтому кажется от этого пушистой, лохматенькой, нахохленной…

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами выучим это красивое стихотворение наизусть и вечером расскажем его нашим родителям.

Дети за педагогом повторяют строчки хором и индивидуально.

-Замерла тихонько я, чтоб не улетела… (Эту строчку тоже все проговаривают и вместе и индивидуально)

-Скоро варежка моя станет белой-белой…(Эту строчку также повторяют)

Далее педагог читает стихотворение ещё раз. Вызывает ребенка, который хорошо запоминает.

Педагог начинает строчку, ребенок заканчивает. Следующий ребенок самостоятельно рассказывает стих, а педагог подсказывает.

Педагог еще раз читает стихотворение.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Пришла зима»

Цели:

-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;

-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;

-активизация словаря по теме;

-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные.

Задачи:

учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период; воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.); беседа о диких животных; рассматривание картинок.

Материал: иллюстрации зимнего пейзажа, снежинки; бумажная снежинка для игры; вырезанные снежинки; песня «Белый Снег».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: ребята, в самом начале нашего занятия, я хочу вам загадать загадку. Когда вы ее отгадаете, мы и узнаем тему нашего занятия, Готовы слушать загадку?

Если ветер злющий кружит, 
Застеклились за ночь лужи, 
А меня упаковали
В сто одёжек неуклюжих, 
На деревьях, на карнизах 
Кружева да бахрома, 
Это значит - на снежинках 
Опустилась к нам ... (Зима)

Воспитатель: О каком времени года эта загадка? Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Воспитатель:  Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?

Дети: Россия


Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?

 Дети: Зима в России белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель: ребята, давайте немного поиграем. Вам нужно подобрать к словам характерные признаки.

( Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные)

Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .

Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).

Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).

Деревья (какие). (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .

Дни (какие). (короткие, холодные, ясные)

Воспитатель: Ребята, а  после какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяца? Как вы думаете, пахнет зима?

Дети: морозом, свежестью

Воспитатель:  Давайте вспомним  характерные признаки зимы.

- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)

Воспитатель: Молодцы, ребята хорошо отвечали, все признаки мы знаем.А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка.

Вот снежинки вниз летят,

На дома и на ребят.

Мы на улицу пойдём

И в снежки играть начнём.

Падай снег, веселей!

Будет всё кругом белей.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки- балеринки

Мы танцуем день и ночь

Мы деревья побелили

Крыши пухом замели

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Воспитатель: Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети:  Снегопад

Воспитатель: Правильно, это явление называется снегопад, посмотрите я покажу вам как выглядит снегопад.

(медленно высыпаю снежинки на поднос)

 Воспитатель: Вот какой сугроб получился.

Но подул вдруг ветерок, 
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.

Воспитатель: Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление?

Дети:  метель, вьюга

Воспитатель: Правильно ребята, это метель. Давайте мы с вами покажем какая бывает метель.

Дыхательная зарядка «Метель».

(Дети дуют на снежинки и они поднимаются)

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста песенку.

(Звучит песня «Белый снег». Дети слушают мелодию и текст песни.)

Воспитатель: Дети, вам понравилась песенка? Про что она? А песня грустная или веселая? Конечно, песенка довольно веселая, радостная, и снежинки в ней, как белые пушинки, закружились в хороводе…И композитор, который сочинил эту песню, так её и назвал «Белый снег»…

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, где же живут снежинки,  и откуда они к нам прилетают? (Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте стихотворение  про снежинку:

 Села мне на рукавичку

Лёгкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

Воспитатель: Понравился вам стих? Правда, красивый? Дети, а как вы понимаете выражение «нахохлила ледяную спинку?

Дети:  (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, означает выражение: «распушила свои   лучики ледяные», как будто птичка расправила все свои перышки, и поэтому кажется от этого пушистой, лохматенькой, нахохленной…

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами выучим это красивое стихотворение наизусть и вечером расскажем его нашим родителям.

Дети за педагогом повторяют строчки хором и индивидуально.

-Замерла тихонько я, чтоб не улетела… (Эту строчку тоже все проговаривают и вместе и индивидуально)

-Скоро варежка моя станет белой-белой…(Эту строчку также повторяют)

Далее педагог читает стихотворение ещё раз. Вызывает ребенка, который хорошо запоминает.

Педагог начинает строчку, ребенок заканчивает. Следующий ребенок самостоятельно рассказывает стих, а педагог подсказывает.

Педагог еще раз читает стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Зимушка-зима"

Цель:.Обобщить знания детей о времени года – зима.Задачи:  1.Закреплять знания о приметах зимы.2.Воспитывать умение внимательно слушать рассказы о зиме своих товарищей, дополнять ответы.3.Развива...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе № 11. Тема: «Пришли весенние деньки»

Открытое занятие в средней группе по развтию речи  на тему : "Пришли весенние деньки"Педагог: Фалина Ирина Сергеевна...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пришла зима"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему "Пришла зима"...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Пришла зима"

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека, учить детей строить предложения на заданную тему, обогащать активный словарь детей, развивать связную речь....

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: «Зимушка зима»

Цель:Развитие связной,  диалогической и монологической речи.Задачи:Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы.Способствовать формированию умению правильно использовать в речи гр...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Зимушка-Зима»

Конспект занятия по развитию речи  в средней  группе на тему: «Зимушка-Зима»Цель: продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зиме, как о времени года. Научи...