Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Борейко Наталья Михайловна

Методическая разработка по развитию речи для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levitan._konspekt.docx51.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16компенсирующего вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области речевое развитие

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление описательного рассказа по картине

 И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Воспитатель:

Борейко Наталья Михайловна

Использование современных педагогических технологий:

  • Здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
  • Полисенсорная технология (воздействие на разные анализаторы ребенка);
  • Технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический анализ);
  • Игровая технология (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
  • Информационно-коммуникативная технология.

Санкт-Петербург

2022 год

Тема:Составление описательного рассказа по картине

 И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цель: формировать умения детей описывать пейзажную картину.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения   детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона;
  • уточнять и расширять словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями;
  • совершенствовать грамматический строй речи (умение составлять предложения с однородными членами и их использовании в ходе описания пейзажа, упражнять в образовании действительных  причастий настоящего времени);

Развивающие:

  • развивать умение составления предложений (по определенной схеме);
  • развивать интерес к пейзажной живописи, умению осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу;
  • развивать зрительное и слуховое  внимание, умение контролировать свои действия;
  • развивать память (зрительную и речеслуховую);

Коррекционные:

  • развивать координацию речи с движением;
  • следить за поставленными звуками;

Воспитательные:

  • воспитывать способность чувствовать природу, общаться с ней, переносить это в общение с людьми;
  • воспитывать любовь к малой  родине;
  • воспитывать самостоятельность, активность,желание приниматьактивное

участие в поисках разрешения проблемной ситуации;

  • воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

Оборудование:

  • портрет И.И. Левитана;
  • репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»;
  • солнышко;
  • схемы-карточки;
  •  аудиозапись: «Звуки воды»;

Предварительная работа:

  • беседы по теме «Весна»
  • Презентация по теме: «Весна»
  • рассматривание картин И.Э.Грабарь «Март», Э.Левитан «Весна. Большая вода»
  • разучивание стихотворения «Весна», пословиц, поговорок.
  • д/игры: «Бывает-не бывает», «Весенние приметы», «Когда это бывает», « Кто? Что делает? Какая?» и другие.
  • разучивание движений по стихотворному тексту, предназначенному для динамической паузы

Примерный ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

-Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте, уважаемые гости!

-Какой сегодня день?

-Какая чудесная погода за окном!

-Напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

-Какой сейчас весенний месяц?

Вы хотите поиграть и выполнить интересные задания, но чтобы начать играть, нужно вспомнить правила.

Показ «мнемодорожки»

-Спасибо!

-Здороваются

- Весна

-Март

-Внимательно слушай.

-Подумай.

-Знаешь ответ, подними руку.

-Говори на выдохе.

-Следи за звукопроизношением.

-Старайся отвечать полным предложением.

-Помоги другу. Если ты знаешь.

Мотивация.

(игровая ситуация)

В группу неожиданно входит помощник воспитателя и передает телефон.

-Ой, что это?

-Кому?

-Давайте послушаем сообщение.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ада (первая дочь), я живу в Африке и не могу понять значение слов «весна», «весенний пейзаж».

Я пытаюсь себе это представить, но не могу.Мне надо составить рассказ  и рассказать его в нашем детском саду.

Я знаю, что у вас сейчас весна. Помогите, мне, пожалуйста.

Буду очень ждать ваш ответ.

-Что же делать?

Интересуются, что делает воспитатель.

Собираются вокруг воспитателя.

 Это аудио сообщение.

Слушают сообщение.

Выдвигают свои идеи.

Выявление и постановка проблемы

Ада не знает, что такое весна и весенний пейзаж. Если она не узнает, то не сможет составить рассказ.

Дети формулируют проблему:

Нужно помочь девочке Аде из Африки.

Целеполагание

-Что мы можем для этого сделать?

Дети определяют цель.

Предположения детей

(рассказать и помочь составить рассказ)

Планирование будущей деятельности.

Реализация плана.

Рефлексия.

Мы запишем видео и отправим девочке Аде.

1.Расширение и уточнение словаря по теме «Весна»

д/и: «Какая?»

-Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?         

-Что обозначают эти слова?

-А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Савич Никитин.

-Найдите и назовите слова действия?

-Какое настроение хотел донести до нас поэт?

-Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

2.Развитие восприятия и тактильных ощущений.

Упражнение: «Картина оживает».

(запись журчащего ручья, слушают 1минуту).

-Что вы услышали?

3. Беседа по картине

Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»

-Посмотрите, это портрет художника.

Исаак Ильич Левитан

Он создавал много замечательных пейзажей.

-Вспомните, как называется эта картина?

-Какое явление здесь запечатлено?

-Когда бывает половодье?

-Что можно сказать о воде, какая она?

-В какой день И.И.Левитан писал этот пейзаж?

        

-Какие цвета художник использовал чаще всего?

-Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

4.Коррекционные упражнения:

  • Образование причастий настоящего времени.

 Д/и: «Скажи иначе»

-Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домики стоят вводе-….

Тени лежат на воде-…

Лучи скользят по ветвям-….

Облака плывут по небу-…..

На деревьях набухают почки-….

  • Составление распространенных  предложений.

Д/и: «Волшебная цепочка»

-Скажите , что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны?

-Оно улыбается вам,  и вы улыбнитесь ему в ответ.

Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки».

-Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья-слова.

На картине изображен день.

По небу плывут облака.

Вода затопила низины.

По берегу легли тени.

Березки стоят в воде.

Вдалеке виднеются домики.

5.Развитие речеслухового внимания.

Физкультминутка

«Веснянка»

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки на улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

6.Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.

-А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказ.

(выставляем картинки-пункты плана)

  • Название картины,  автор
  • Место действия
  • Время действия
  • Погода
  • Композиция картины
  • Цветовая палитра
  • Настроение картины
  • Твое отношение к картине

7.Составление рассказов

По цепочке

(Принимают участие все дети)

-Ребята, пусть Ада, посмотрит видео послание и составит свой рассказ о весне.

Активное обсуждение:

-Как вы думаете, что помогло нам, справиться с заданиями?

-Может что-то вызвало затруднения?

-А какое из заданий было самым интересным?

-Какую игру-задание, хотели бы выполнить вместе с родителями дома?

-Ребята вы, настоящие друзья!

Выдвигают предположения, где и как можно узнать о весне и увидеть весенний пейзаж.

Дети передают капельку и называют слова:

долгожданная, ранняя, поздняя, теплая, цветущая, звонкая, веселая.

Это признаки весны.

Дети читают стихотворение:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят…

Полюбуйся, наступает, летят, утопает, шумят.

Радостное, веселое.

Мы услышали, как журчит ручей.

И.И. Левитан «Весна. Большая вода»

Разлив реки, половодье.

В апреле.

Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.

Весенний, апрельский, яркий, солнечный.

Оттенками синего и желтого

Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но немного жаль

Деревьев, которые оказались в воде.

Стоящие в воде домики.

Лежащие на земле тени.

Скользящие по ветвям лучи.

Плывущие по небу облака.

Набухающие на деревьях почки.

Солнышко

.(передают солнце)

(Дети запоминают предложения, а затем повторяют, добавив новое слово).

На картине изображен весенний день.

На картине изображен весенний апрельский день.

По небу плывут белые облака.

Поголубому небу плывут белые облака.

Холодная вода затопила низины.

Холодная вода затопила низины, лес, дома.

По рыжемуберегу легли тени.

По рыжемуберегу легли темныетени.

Стройные березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в холоднойводе.

Вдалеке виднеются деревянные  домики.

Вдалеке виднеются деревянные  домики, стоящие в воде.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно опускают руки.

Бегут на носочках в противоположную сторону. Руки на поясе.

Меняют направление движения. Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

Принимают участие все дети

На картине «Весна. Большая вода» художник И.Левитан изобразил реку во время разлива.

Это апрельский полдень.

Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков.

Солнце не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую,но спокойную воду. И так далее.

Ответы детей.

(Вы действовали дружно и очень старались.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень».

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: Составление описательного рассказа по картине И. Левитана « Золотая осень». Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ по пейза...

Конспект занятия на тему составление описательного рассказа по картине И.Левитана "Золотая осень"

На занятии дети знакомятся  с творчеством И.Левитана,  учатся составлять описательный рассказ по картине И. Левитана" Золотая осень" К занятию прилагается презентация с портретом х...

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»

Цель  данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода"

В материале представлен коснспект занятия по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине И. Левитана «Весна. Большая вода".Цель занятия: Совершенствовать умение де...