Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Головина Елена Вячеславовна

Цель: обобщение знаний детей о сказках.

Задачи:  

Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о видах сказок, названиях и героях сказок; уметь узнавать сказку по отрывку, предмету из сказки.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках, память, мышление, наблюдательность, творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки, умение самостоятельно перевоплощаться в игровые образы; совершенствовать навыки выразительности речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству; эмоциональную отзывчивость средствами театрализованной деятельности на предложенную ситуацию.

Предварительная работа: чтение сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Дидактические игры «Опиши героя», «Чудесный мешочек», «Назови героя», «Чья песенка», «Я назову, вы продолжите». Выставка книг по теме, игры - драматизации по сказкам.

Материалы: карточки с изображением героев сказок, карточки с буквами, жетоны, костюмы и атрибуты; два сундука с предметами из сказок: самовар, стрела, хрустальная туфелька, горошина, сапоги, Азбука, бочонок с мёдом, корзинка с подснежниками; иллюстрации к сказкам.

Методические приёмы: сюрпризный момент, беседа, загадка, поэтическое слово, музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-Коммуникативное развитие, Художественно–Эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_dosug.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с элементами

театрализованной деятельности в старшей группе

«Путешествие в мир сказок».

Цель: обобщение знаний детей о сказках.

Задачи:  

Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о видах сказок, названиях и героях сказок; уметь узнавать сказку по отрывку, предмету из сказки.

Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках, память, мышление, наблюдательность, творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки, умение самостоятельно перевоплощаться в игровые образы; совершенствовать навыки выразительности речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству; эмоциональную отзывчивость средствами театрализованной деятельности на предложенную ситуацию.

Предварительная работа: чтение сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Дидактические игры «Опиши героя», «Чудесный мешочек», «Назови героя», «Чья песенка», «Я назову, вы продолжите». Выставка книг по теме, игры - драматизации по сказкам.

Материалы: карточки с изображением героев сказок, карточки с буквами, жетоны, костюмы и атрибуты; два сундука с предметами из сказок: самовар, стрела, хрустальная туфелька, горошина, сапоги, Азбука, бочонок с мёдом, корзинка с подснежниками; иллюстрации к сказкам.

Методические приёмы: сюрпризный момент, беседа, загадка, поэтическое слово, музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-Коммуникативное развитие, Художественно–Эстетическое развитие.

                                                                       Ход:

Дети входят в группу.

Ведущая: - Дети, посмотрите на выставку, какие красивые, нарядные книги здесь представлены. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки?

Дети: Да!

1 ребёнок: Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

2 ребёнок: В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Ведущая: - Ребята, а кто знает какие бывают сказки?

Ответы детей.

Ведущая: - Правильно, ребята. Сказки бывают народные, авторские, волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. Чем сказка отличается от рассказа?

(Сказка – выдумка, волшебство, а рассказ – это авторское произведение, то, что бывает в жизни).

Ведущая: - Давайте мы сегодня с вами отправимся в удивительное путешествие, туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут. Чтобы было интересно, немного посоревнуемся, а для этого разделимся на две команды. В конце игры мы узнаем, какая команда лучше знает сказки. На столе лежат карточки с изображением героев и атрибутов из знакомых вам сказок. Вы выбираете любую карточку.

Посмотрите внимательно на свои карточки и скажите: из каких сказок эти предметы и герои? («Золотой ключик или приключения Буратино» - это одна команда, «Бременские музыканты» - это другая команда).

Ведущая: - И так, у нас получилось две команды. А названия своих команд вы узнаете, расставив буквы, которые лежат на столах в правильном порядке.

1 команда – Артисты.

2 команда – Музыканты.

Каждая команда выберет капитана по считалочке.

Ведущий: - В нашей группе расцвёл волшебный цветок, как в сказке В.Катаева «Цветик – семицветик». А кто помнит эту сказку? (Ответы детей)

А какие слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели.

На каждом лепестке этого волшебного цветка для вас сегодня приготовлены задания.  И так начнём.

1.Лепесток - Разминка «Смотри, не зевай и загадку отгадай».

Ведущая: - Героев много, их всех не перечесть.

Ребята, угадайте, о ком веду я речь?

Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните: главное правило игры – не выкрикивать. За каждый правильный ответ вы получите 1 фишку.

1.Девочка из снега тут же ожила:

Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружками в лес она пошла? (Снегурочка)

2.Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю и невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ наш пойдёт,

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

3.Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унёс братишку? Назовите книжку. («Гуси – лебеди»)

4.Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка»)

5.Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

6.Много серебра и злата в сундуках своих он спрятал.

В мрачном он дворце живёт и чужих невест крадёт. («Кощей Бессмертный»)

 2.Лепесток – Иллюстрации к сказкам «Что сначала, что потом».

1 команда – сказка «Морозко».

2 команда – сказка «Дюймовочка».

 3.Лепесток – Атрибуты к сказкам «На предметы посмотри, быстро сказку назови».

Дети получают два сундучка с атрибутами к сказкам. Достают предмет, называют сказку.

1 команда: стрела, хрустальная туфелька, Самовар, горошина.

2 команда: сапоги, Азбука, бочонок с мёдом, Корзинка с подснежниками.

Музыкальная разминка на перевоплощение «Лети, лети лепесток».

4.Лепесток - Конкурс капитанов.

Вопросы капитану 1 команды:

1.Как звали невесту Пьеро?

2.Как звали девочку из сказки Снежная королева?

3.Как называется деревня, где жил почтальон Печкин?

4.Кто лечит больных зверей?

5.Сколько зверей встретил в лесу колобок?

6.Какую птицу спасла Дюймовочка?

Вопросы капитану 2 команды:

1.Кто взял спички и поджёг синее море?

2.Кто снёс золотое яичко?

3.Назовите героя, который живёт на крыше.

4.Кто из героев ездил по улице на печке?

5.Сколько персонажей тянули репку?

6.Где хранилась Кощеева смерть?

5.Лепесток – «Угадай мелодию».

1 команда – «Песенка Красной шапочки», «Песенка Вини-пуха», «Романс Тортилы».

2 команда – «Буратино», «Голубой вагон», «Песенка Кота Леопольда».

6.Лепесток – «Заморочки из бочки».

Кто прислал эти телеграммы?

1.Спасите, нас съел серый волк.

2.Очень расстроена: нечаянно разбила яичко.

3.Наловил много рыбы, но остался без хвоста.

4.Помогите нам: наш дом сломан, но сами живы.

5.Дорогие бабушка и дедушка! Я придумала, как перехитрить медведя. Скоро буду дома!

6.Помогите, мой братец превратился в козлёночка.

7.Папа, моя стрела в болоте, женюсь на лягушке.

8.Мы справились с хищным зверем и теперь живём все вместе в одном доме.

7.Лепесток – драматизация.

Ведущая: - Сейчас ребята покажут вам сказки, а вы должны будете вспомнить и назвать их.

1 команда – башкирская народная сказка «Ленивый сын».

Рассказчик: - В давние –предавние времена у одной женщины был ленивый сын. До того ленивый, что даже до положенного перед ним куска хлеба не мог дотянуться. Измучилась с ним мать. И однажды сделала так: сварила каши и выложила в две миски. Одну поставила у порога, а другую вынесла во двор.

Сын: - Мама, я есть хочу!

Мама: - У порога стоит миска с кашей, возьми сам, поешь.

Сын: - Мама, я есть хочу!

Мама: - Возьми сам, поешь!

Сын: - Мама, я есть хочу!

Мама: - Сам возьми!

Рассказчик: - Как ни лень, пришлось самому пойти.

Сын ест кашу и хвалит: - Очень вкусная каша. Ещё каши!

Мама: - Во дворе стоит, выйди туда.

Рассказчик: - Вышел лодырь во двор, умял всю кашу да там и уснул. А мать заперла дверь на крючок. Ночью сын проснулся от холода.

Сын стучит в дверь: - Мама, открой дверь!

Мама: - Пока не научишься трудиться, не открою. Иди учись. Не научишься, так и домой не возвращайся.

Рассказчик: - Сын, не найдя, где лечь спать, отправился к соседям.

 Сын стучится к соседям: - Пустите меня переночевать!

Соседи: - У нас для лодырей места нет.

Рассказчик: - Тогда отправился сын странствовать. Много земли он исходил, многим ремёслам обучился. И вот, наконец, вернулся домой.

Сын: - Мама, открой дверь! Много земли я исходил, много поту пролил, многим ремёслам обучился и принёс тебе много подарков.

(Мать открывает дверь, обнимает сына).

Рассказчик: - И с этого дня мать с сыном зажили припеваючи.

Ведущий: - Кто назовёт эту сказку? («Ленивый сын», башкирская народная сказка).

2 команда – русская народная сказка «Лиса и козёл».

Рассказчик: - Бежала однажды лиса по дороге, засмотрелась на ворону и упала в колодец, а выбраться не может.

Лиса: - Что же делать?

Рассказчик: - В это время шёл по дороге козёл – умная голова. Заглянул в колодец и увидел там лису.

Козёл: - Что ты там делаешь?

Лиса: - Отдыхаю, голубчик. Наверху жарко, а здесь прохладно, хорошо!  Воды холодной – сколько хочешь!

Козёл: - А хороша ли вода?

Лиса: - Отличная! Чистая, холодная. Прыгай сюда, если хочешь. Здесь и тебе, и мне место есть.

Рассказчик: - Прыгнул козёл в колодец.

Лиса: - Эх, ты и прыгнуть – то не умеешь – всю меня обрызгал!

Рассказчик: - Вскочила лиса козлу на спину, со спины – на рога, так и выскочила из колодца. А козёл чуть не умер с голоду. Нашли его и за рога вытащили.

Подведение итогов. Вручение медалей «Знатоку сказок».

Ведущая: - В мире много сказок, грустных и смешных,

 И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.Упражнять в передаче эмоций...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки. Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Занятие предназначено для детей старшей группы детского сада. Подготовительная работа подразумевает чтение и рассказывание Русских народных сказок. Занятие способствует формированию у детей представле...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Цель: Развитие речи детей.Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности. Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки....

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Самым любимым видом развлечения является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Сказочный театр"

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе "Сказочный театр"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗОЧНЫЙ ТЕАТР»

Как и другие сказки Андерсена,"Дюймовочка" учит добру. Дети с большим удовольсвием живут в волшебном мире-сказке  и хотят вновь и вновь быть там....