ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
1. Игра «Насекомые» По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
2. Игра «Паровозик». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».
3.Игра «Кораблик». Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
4. Игра «Разверни». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
5. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста , нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности .
Наглядные методы : наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность. Практические методы : дидактические игры; пальчиковые игры; дидактические упражнения; хороводные игры; игры – драматизации; инсценировки; игры – сюрпризы; игры с правилами. Словесные методы : чтение потешек , прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Формы стимулиро-вания речи детей Приговоры, потешки , песенки Музыкаль-ные игры Замещение Разговор с самим собой Параллель- ный разговор Провокация Ролевая игра Распространение Выбор
Разговор с самим собой . Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор . Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация , или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему... не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение . Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью. Приговоры, потешки , песенки . Использование игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности . Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком ?". Ролевая игра . Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Музыкальные игры . Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох» , «Мишка косолапый»и др . Замещение. "Представь, что..." — эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик — это пирожок, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно -игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим.
1 этап : Повторение отдельных звуков а,у,о . Гласные звуки на этом этапе детям легче произносить. Некоторые отработанные звукоподражания мы включаем в стихотворные тексты. -Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать: «а-а-а» -Мишка в гости к нам пришел, поздороваться зашёл: «у-у-у» -Самолёт летит, а мотор гудит: «у-у» - Показ театрализованной сказки «Выросла репка большая-пребольшая» показ руками, что она большая « о-о-о»
Выросла репка большая-пребольшая: «О-о-о-о-о»
Маша, Машенька, бай – бай! Спи скорее, засыпай! Зайка, заинька, бай – бай! Спи скорее, засыпай!
Самолет летит и мотор гудит: «У-у-у-у-у»
2 этап : После проговаривания отдельных звуков мы переходим ко второму этапу- звукоподражанию, где дети воспроизводят услышанные звуки,слоги . - «Миша, Мишенька , бай-бай, спи, скорее, засыпай (спать) - У Мишки болят зубы: «Бо-бо» (болят) -Ремонтируем мы дом, « тук-тук молотком» (стучит) -У меня зазвонил телефон «Алё-Алё» (слушаю) -С барабаном мы идем, громко песенку поём «бом-бом-бом» (звук барабана) -Подвижные игры. Мой весёлый звонкий мяч, ты, куда помчался вскачь (оп-па) -Мы в ладошки «хлоп-хлоп», мы ногами «топ-топ (идём) -Игры-забавы. Птички прилетели, на головку сели « чик-чирик» (подражание пению птиц) -Показывая игрушки животных в сказке, имитируем голоса. Мышка прибежала, и тоненьким голосом пищит « пи-пи». На этом этапе развития речи ребенку легче сказать пи-пи, чем слово мышонок -Зайка прыгал-прыгал и устал (прыг-скок) Когда дети научаться использовать звуки, слоги, можно переходить на следующий этап:
С барабаном мы идем, громко песенку поём! «Бом-бом, бом-бом!» У зайки болят зубы: «Бо-бо» Зайка плачет: «А-а-а»
Ремонтируем мы дом, тук – тук молотком
3 этап: Повторение коротких слов, фраз. К этому этапу мы уже потихоньку подходим. Некоторые дети уже у нас произносят короткие слова, фразы. -Мама алё, папа, дай, спасибо, пока, на, вот я и т.д. Вывод : Из нашего опыта работы мы можем сделать вывод, что стимуляция речевой активности в раннем возрасте играет большую роль для дальнейшего становления и понимания осознанной речи ребёнка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе
Консультация для воспитателей детских садов. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества (сказки, загадки, потешки и т.д.); театрализованной деятельности, ...
Приемы стимуляции речевой активности во второй младшей группе
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация: "Приемы стимуляции речевой активности"
Цель: содействовать формированию речевой активности у детей второй младшей группы...
Приемы стимуляции речевой активности
Развитие речи - одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих.Своевременное и полноценное овладение речью является ва...
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1.5 ДО 3 ЛЕТ...
Информационный буклет для родителей 1 младшей группы на тему: "10 приемов стимуляции речевой активности и развития речи малыша".
Цель: повысить компетентность и успешность родителей в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей мла...
Приемы стимуляции внимания у детей дошкольного возраста
В наше время проблема коррекции произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Уровень развития произвольного вним...