нод по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чтение сказки "Хаврошечка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Интеграция образовательных областей:  социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие : развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.

Оборудование: Книга, игрушка коровушка, портрет автора, картинки к словарной работе,  

Ход занятия:

Какое радостное, доброе утро. Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.

- Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?   (авторскиенародные). Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки). Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то. (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных (дети садятся на стульчики).

К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

 Слушайте ее внимательно:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте (корова)

(показ картинки).

 А корова, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая). Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу : молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается. А ещё можно сказать, какой у неё окрас: что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Например: чёрного и белого, как у нашей коровушки.

Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Это русская народная сказка  Эту сказку сочинил русский народ давным -давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

-Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее.

А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит? (сочное, созревшее). 

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)

-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой, Триглазкой, батюшка)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка,Двуглазка,Триглазка) Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) Какими были эти девочки (злыми)А Хаврошечка была какая? (добрая)

- А что делала Хаврошечка? Она на них работала. Значит она была какая? (работящая). А дочери хозяйки? (ленивые)

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? Корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово.

Физкультминутка.

Коровушка предлагает нам отдохнуть

Коров пастух привёл на луг (шагаем на месте)

Стадо мычит, спасибо говорит (голову тянем и говорим протяжное му,

вытянули губки трубочкой)

Очень вкусная трава (давайте покажем, как жуёт коровушка)  

Идёт кругом голова. (вращение головой в одну и другую сторону)

Бегают коровки по лужочку ловко (бег на месте).

А сейчас садитесь на место и вернёмся к нашей сказке.

Коровушка помогала Хаврошечке. Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана.

- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали.

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке(нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? Она говорила: спи глазок, спи другой.

Давайте покажем, как засыпали девочки, когда Хаврошечка убаюкивала их?

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? Триглазка всё увидела,

Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? На том месте выросла яблоня с наливными яблочками.

- Чем закончилась сказка? Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком,Хаврошечка угостила и барин женился на ней.

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать». Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

А теперь  ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)

Собрались ребята в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся

В: А сейчас мы с вами поиграем в игру  «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает  мяч, должен ответить слово наоборот.

Злой-добрый

Маленький-большой

Грустный - веселый

Черное-белое

Кислое-сладкое

Длинный –короткий

Высокий-низкий

Холодный-горячий

Тусклый-светлый

Голодный-сытый

Мокрый- сухой

Интересный- скучный

Громко-тихо.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.

Только посмотрите, она очень старенькая, поэтому обращаться с ней нужно очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...