Занятие по развитию речи на тему: "Животные Жарких стран"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Образовательные задачи:

  • уточнить  и расширить представления о животных Жарких стран

( название, особенности внешнего вида, название детенышей);

  • ввести в речь детей обобщающие понятия «Животные Жарких стран»;
  • объяснить значение слова «Саванна»;
  • активизировать словарь по теме «Животные Жарких стран»:

- именами существ: Африка, саванна, бивни, рога, шея, копыта,             

                                   чешуя, зубы, хвост, карман, слон, носорог,   

                                   бегемот, верблюд, жираф, обезьяна, тигр,      

                                   лев, страус, крокодил, кенгуру…;

- именами прилаг.: быстрый, ловкий, большой, водный, мягкий,           

                                   пушистый, гладкий, опасный, хищный, травоядный,                 

                                беспомощный…

- глаголами: ходит, бегает, прыгает, плавает, рычит, прячется, носит…

  • упражнять детей в использовании различных видов интонации (радость, испуг, удивление);
  • совершенствование грамматического строя речи:
  • образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • образование притяжательных прилагательных;

Развивающие задачи

Развивать:

  • навыки речевого общения;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • координацию речи с движением, навыки пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание навыков организованного поведения;
  • вызывать у детей сопереживание, желание откликаться на просьбу о помощи;
  • воспитание любви и заботы о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_zharkih_stran.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • уточнить  и расширить представления о животных Жарких стран

( название, особенности внешнего вида, название детенышей);

  • ввести в речь детей обобщающие понятия «Животные Жарких стран»;
  • объяснить значение слова «Саванна»;
  • активизировать словарь по теме «Животные Жарких стран»:

- именами существ: Африка, саванна, бивни, рога, шея, копыта,              

                                   чешуя, зубы, хвост, карман, слон, носорог,    

                                   бегемот, верблюд, жираф, обезьяна, тигр,      

                                   лев, страус, крокодил, кенгуру…;

- именами прилаг.: быстрый, ловкий, большой, водный, мягкий,            

                                   пушистый, гладкий, опасный, хищный, травоядный,                  

                                беспомощный…

- глаголами: ходит, бегает, прыгает, плавает, рычит, прячется, носит…

  • упражнять детей в использовании различных видов интонации (радость, испуг, удивление);
  • совершенствование грамматического строя речи:
  • образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • образование притяжательных прилагательных;

Развивающие задачи

Развивать:

  • навыки речевого общения;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • координацию речи с движением, навыки пространственной организации двигательного акта;

Воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • положительной установки на участие в занятии;
  • ответственного отношения к выполнению заданий;
  • воспитание навыков организованного поведения;
  • вызывать у детей сопереживание, желание откликаться на просьбу о помощи;
  • воспитание любви и заботы о животных.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • картинки с изображением животных Жарких стран и их детёнышей.

Раздаточный:

  • дневники (на каждого ребёнка);
  • карточки с изображением животных Жарких стран и их детёнышей.

Ход занятия

I. Организационный момент

1. Введение в тему

- Ребята, нам сегодня предстоит необычное путешествие. Мы встретим много животных, узнаем о них интересные факты. Но для этого вам необходимо отгадать загадки и узнать, куда же мы отправимся.

II. Основная часть

2. Отгадывание загадок о животных Жарких стран:

  • Несмотря на странный вид,
    Он к охоте не привык,

На носу у растут два рога,

 Вы узнали… (носорога)

  • Царь зверей- большая кошка
    Прорычит со зла немножко.
    Спит он в логове, поев,
    Носит гриву, грозный …
    (лев)

  • Неуклюжий и большой,

Он пасется под водой.

Набивая свой живот,

Щиплет травку… (бегемот)

  • Она в Австралии живет,

   На обед траву жует.

   У нее высокий рост,

   Ей опорой служит хвост,

   На двух лапах она скачет,

   Малыша в кармане прячет …( кенгуру)

После каждой отгаданной загадки детьми, логопед выставляет на мольберт изображения животных Жарких стран.

- Как вы думаете, где живут эти животные? (…)

- Правильно, ребята, эти животные живут в Африке.

- Как можно назвать этих животных одним словом? (…)

- Да, их так и называют животные Жарких стран.

- Каких вы ещё знаете животных Жарких стран? (…)

Дети называют животных, логопед сопровождает их ответы показом изображений на мольберте. Проводится беседа о животных Жарких стран: о внешнем виде, способе жизни, детёнышах…

3. Пальчиковая гимнастика

Мы шагаем в зоопарк,                   (Пальчики «бегут» по столу)

Побывать там каждый рад!          (Хлопают в ладоши)

Антилопы, зебры, крокодилы,

 Попугаи и гориллы.

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы.               (Загибают поочерёдно пальцы сначала на  

                                                        левой руке, потом на правой.) 

У нас чудесный аппарат,             (Пальцами обеих рук делают прямоугольник) Фотографировать он рад!            (Указательным пальцем правой руки

                                                       «нажимают на кнопку фотоаппарата».) 

Сделаем вам фото.                       (Руками от себя «предлагают».)

 Вот такое фото!                           (Большие пальцы поднимают вверх,

                                                       остальные сжаты в кулаки. Выполняют

                                                       несколько движений руками вперёд.)

4. Дидактическая игра «Мамы и детёныши»

- Как известно, у каждого животного есть детёныши, давайте поиграем в игру и узнаем, кто же они?

(Дети подходят к столу, выбирают карточки с изображениями животных и их детёнышей и называют).

  • У слонихи маленький слонёнок.

- Как ласково назовём его?

  • У слонихи маленький слонёночек.
  • У львицы маленький львёнок.

- Как ласково скажем?

  •  У львицы маленький львёночек.

Такая же работа проводится со всеми животными жарких стран женского рода:

  •  у тигрицы? (тигрёнок)
  •  у кенгурихи? (кенгурёнок)
  •  у бегомотихи? (бегемотик)
  •  у крокодилицы? (крокодильчик)
  •  у обезьяны? (обезьянка)
  •  у жирафа? (жирафёнок)
  •  у носорога? (детёныш носорога)
  •  у страуса? (страусёнок)
  •  у верблюдицы? (верблюжонок)

-  Это трудное слово. Давайте все вместе назовём ласково. У верблюдицы маленький верблюжоночек.

5. Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают трудности в произношении.

- Лера,  давай прохлопаем и проговорим слово верблюжоночек по частям:

  • вер блю жо но чек (хлопок хлопок хлопок хлопок хлопок).

- Ты, Денис, простучи по коленкам и повтори: верблюжоночек.

(Денис стучит по коленям и повторяет слово) .

- В Африке очень жарко и животные часто ходят к водопою, чтобы напиться воды.

6. Артикуляционная гимнастика

«Слон пьёт воду»

(Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт 1, 2, 3) затем выдох (под счёт от 1 до 5) .

• «Слон машет хоботом»

(Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом. При возвращении в исходное положение - выдох ртом) .

Воспитатель: К водопою пришла обезьянка.

(Дети выполняют артикуляционное упражнение)

• «Обезьянка»

(Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык вставить под верхнюю губу, затем под нижнюю) .

Воспитатель: А вот к реке спустился жираф. Он жуёт листочки.

(Показывают артикуляционное упражнение)

• «Жираф жуёт листочки»

(Жевать язык то правыми, то левыми боковыми зубами) .

Воспитатель: В реке мы увидели крокодила. Я вижу, что кто-то из детей испугался, кто-то обрадовался, кто-то удивился.

7. Интонационно- мимическое упражнение «Я видел…»

(Дети произносят фразу «Я видел крокодила (носорога…)» с разной интонацией: испуг, радость, удивление).

Физкультминутка «Чудесное превращение»

Дилы-дилы-дилы- появились крокодилы,      

Дети изображают дремлющего крокодила.

Моты-моты-моты -  появились бегемоты.    

Показывают, как бегемоты  широко  открывают рты.

 Афы-афы-афы-  жуют   листики жирафы.    

Дети тянутся вверх,                                                                                                                                  

Ны-ны-ны- водой брызгают   слоны.              

Надувают щеки, как бы  набирая воду, затем, брызгают.

Яны-яны-яны - по веткам скачут обезьяны.                                                         

Дети изображают скачущих обезьян.           

8. Игра «Какой? Какая?»

  • У слона длинный нос (хобот). Он какой? – длинноносый.
  • У жирафа длинная шея? Он какой? – длинношеий.
  • У льва острый зубы.Он какой? – острозубый.
  • У обезьяны быстрые ноги. Она какая? – быстроногая.
  • У обезьяны длинный хвост. Она какая? – длиннохвостая

- Вот и подошло наше путешествие к завершению.

        Логопед проводит заключительную беседу по теме занятия, о том, понравилось ли оно детям.

После каждого задания дети оценивают себя и своих друзей, выставляя условные оценки в дневники.

III. Рефлексия:

  • Кто сегодня на занятии был самым активным?
  • Чьи ответы вам понравились?
  • Кому понравились свои ответы и чем? 
  • Что нового вы узнали?
  • Что нового хотели бы узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: "ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА"

Задачи:1.Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Активизация словаря.2.Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы

Конспект занятия по развитию речи на тему «Животные» для второй младшей группы...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Игровое занятие по речевому развитию детей с использованием ТРИЗ технологии и технологии мнемосхемы.Занятие позволяет в игровой форме обобщить знания детей о животных жарких стран, активизировать слов...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Животные зимой»

Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру, о диких животных зимой....

Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"

Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"...

Занятие по развитию речи по теме "Животные жарких стран"

Материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада,  детей ТНР, родителям....

Занятие по развитию речи на тему Животные жарких стран в подготовительной группе

В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, науч...