Занятие по развитию речи на тему Животные жарких стран в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема «Животные жарких стран» в подготовительной группе в основном проходит лишь через образовательную деятельность и чтение художественной литературы, представления дошкольников остаются частичными, неполными. В ходе изучения данной темы у детей стало возникать много вопросов. Поэтому необходимо уточнить и расширить представления детей о животных жарких стран, развивать интерес к их образу жизни. Надеемся, что организация образовательной деятельности, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Животные жарких стран»

Тема: Животные жарких стран.

Цель: создание условий для активизации речи детей и увеличения их словарного запаса через участие в словесно-речевых играх, а так же с помощью составления описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи: 

1. Уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей.

2. Уточнить внешние признаки, характерные повадки, особенности питания.

3. Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительные с числительными.

4.Закреплять навык составления предложения с опорой на схему.

5. Воспитывать дружелюбие.

6. Развивать общую и мелкую моторику.

7. Развивать воображение.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением животных жарких стран, картинка среды обитания животных Африки; раздаточный материал с изображением животных жарких стран, буквы, для составления слов по теме занятия; три банки с разноцветной водой, материал для выполнения графических заданий, звуки Африки, музыка для физкультминутки, глобус, фигурки животных жарких стран.

Методы:

  1. Наглядный
  2. Словесный
  3. Практический
  4. Игровой

Словарь: юг, Саванна, Африка, Страж, бегемот, крокодил, косуля, жираф, львята, слонята, жеребята, питаются, охотятся, водятся, студеная, морщинистая, клык, хобот, копыто, выкорчевывать, Африка, Австралия, Южная Америка, материк, равновесие, травоядный, хищник, приручить, удивительный, непроходимый.джунгли, пустыня

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети садятся на ковер (звучит музыка).

Воспитатель:

- Представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг – желтые мелкие пески. Знойное голубое небо дышит жарой. Яркое горячее солнце. Ни воды, ни кустика зелени. А рядом сплошная стена зеленого тропического леса: деревья, кусты, лианы. Летают птицы небывалой красоты, слышится визг обезьян и рык хищников. Это Африка. Это удивительный край, где каждый может стать волшебником. Давайте попробуем вместе (воспитатель достает три банки с чистой водой). Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканское небо… Ребята, скажите – какое? (Высокое, знойное, жаркое, голубое).

Голубою

- Сделаем вдох носом, сложим губы трубочкой и выдохнем через рот. (Дети дуют на банку, вода взбалтывается и становится голубой).

- Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканский песок… (мелкий, желтый, горячий).

Желтою

(Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в желтый цвет).

- Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканские джунгли… (большие, непроходимые, дремучие, зеленые).

Зеленою

(Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в зеленый цвет).

Основная часть.

- Мы с вами оказались в удивительной Африке. Вам интересно понять где находится Африка на земном шаре? А хотите найти на глобусе этот материк? (Дети знакомятся с местоположением материка Африка)

Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка, где живут разные животные.

- Он трубит, но не трубач,

Всеми признанный силач.

Стоя спит под пальмой он.

Догадались? Это — … (Слон)

Существует два вида слонов: африканские — самые крупные животные. Индийские — меньше. Слон — громадное животное. Шкура у него морщинистая, голая, без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приучить слона, он будет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчевывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон — очень умное животное.

- Кто имеет один рог?

 Отгадайте... (Носорог.) (Выставляется картинка.)

Почему он так называется?

- Он большой и неуклюжий.

Он, ребята, страж болот.

Он лежит в огромной луже

И зовётся … (Бегемот)

Дети сравнивают двух животных. (Различия: носорог большую часть времени проводит на суше, а бегемот в воде. Окрас у носорога черный и белый, а у бегемота коричневый. У носорога есть рога или рог, а у бегемота — нет. Сходство: они травоядные животные. Кормятся листвой, травой, корнями. Кормятся ночью.)

Это ж надо! Чудо прямо!

За детей спокойна мама,

Потому что детвору

Носит в сумке …(Кенгуру) (Выставляется картинка)

Дети рассказывают об этом животном и воспитатель обобщает:

- Кенгуру — животное Австралии. Передвигается прыжками, у него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого оно удерживает равновесие. На животе у кенгуру — сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру — это травоядное животное.

- Это зверь какой-то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится... (Жираф.) (Выставляется картинка.)

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы  (Зебра.) (Выставляется картинка.)

- Он может неделю не есть ничего,

Кладовка с едой на спине у него. (Верблюд) (Выставляется картинка.)

Дети сравнивают двух животных.

— Верблюды бывают двух видов: одногорбые и двугорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Неделю могут прожить они без еды и питья — жир их прокормит. Питаются верблюды сухими травами и листьями пустынных растений.

Физкультминутка «У жирафа пятнышки везде»

  1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями.)

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

2.    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

     3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку) На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

    4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу рисуем полосочки). На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

Закрепление материала.

Составление рассказа с использованием опорной схемы.

- А теперь мы с вами расскажем о животных жарких стран с помощью опорной схемы.

У вас на столах лежат картинки с различными животными. Рассмотрите свои картинки и условные обозначения на демонстрационной картинке. Расскажите о том, чем покрыто тело и чем питается каждое животное? Как называются детеныши этих животных? Например: Тело львицы покрыто короткой шерстью песочного цвета. Львы – хищники. Они охотятся на других животных. Детеныш льва – львенок.

Упражнение «Нелепицы»

Лев охотится за тюленями.

Зебра питается кокосами.

У обезьяны в сумке на животе сидит детеныш.

Жираф – царь зверей.

Крокодил самое большое сухопутное животное на земле.

Упражнение «Четвертый лишний»

Послушайте слова, выделите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Зебра, северный олень, морж, тюлень.

Кенгуру, обезьяна, белый медведь, зебра.

Косуля, лев, жираф, слон.

Упражнение на составление слов из букв по теме занятия.

- Ребята, я сегодня получила письмо, о том, что нескольких животных заколдовал злой волшебник. Поможем животным жарких стран освободиться? Для этого из букв составим слова и узнаем каких животных заколдовал злой маг. (Дети составляют слова из букв)

Пальчиковая гимнастика «В жарких странах»

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им -

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

Графическое задание «Штриховка»

- А сейчас мы с вами заштрихуем животных жарких стран.

Итог занятия:

- Нам пора возвращаться домой.

- Где мы были?

- Кому помогали?

- Что запомнилось?

- Понравилось ли путешествовать?

https://grizly.club/uploads/posts/2023-01/1672642522_grizly-club-p-trafaret-zhivotnikh-zharkikh-stran-dlya-ri-26.jpg

https://grizly.club/uploads/posts/2023-01/1672642513_grizly-club-p-trafaret-zhivotnikh-zharkikh-stran-dlya-ri-13.jpg

https://grizly.club/uploads/posts/2023-01/1672642509_grizly-club-p-trafaret-zhivotnikh-zharkikh-stran-dlya-ri-5.jpghttps://i.pinimg.com/736x/dd/a4/1e/dda41e89316ef8d96593d1ee207bb262.jpg

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1660396801_45-klubmama-ru-p-podelka-verblyud-iz-bumagi-dlya-detei-foto-53.jpg

https://webmg.ru/wp-content/uploads/2022/10/i-38-83.jpeg

https://st.stranamam.ru/data/cache/2010mar/18/06/169656_41697.jpg

https://fs.znanio.ru/8c0997/11/bc/514ae50f56ebfab7f69374015538ac42ea.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Путешествие в Страну слов" подготовительная группа

Тема: «Путешествие в страну слов»Программное содержание: познакомить с различными превращениями слов;- продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, м...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Игровое занятие по речевому развитию детей с использованием ТРИЗ технологии и технологии мнемосхемы.Занятие позволяет в игровой форме обобщить знания детей о животных жарких стран, активизировать слов...

Конспект НОД по развитию речи на тему "Животные жарких стран" в подготовительной группе

Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран. Формировать умение составлять описательный рассказ о животном исполь...

Перспективное планирование по лексической теме "Животные жарких стран" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Перспективное планирование по лексической теме "Животные жарких стран" в подготовительной группе компенсирующей направленности...

Конспект занятия по изобразительной деятельности по теме"Животные жарких стран" в подготовительной группе

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему "Животные жарких стран" с использованием разнообразных художественных материалов....

Занятие по развитию речи по теме "Животные жарких стран"

Материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада,  детей ТНР, родителям....

Занятие по развитию речи на тему: "Животные Жарких стран"

Образовательные задачи:уточнить  и расширить представления о животных Жарких стран( название, особенности внешнего вида, название детенышей);ввести в речь детей обобщающие понятия «Животные...