Технологическая карта по развитию речи на тему: "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федорова Алёна Сергеевна

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Животные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_zharkih_stran.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

"Братский педагогический колледж

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Занятия по развитию речи

в подготовительной группе группе ЗПР

«В гости к животным жарких стран»

2024г

Образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «В гости к животным жарких стран»

Возрастная группа: подготовительная

Цель занятия: закрепление знаний у детей о животных жарких стран и их характерных особенностях. Составление описательного рассказа животного из жарких стран.

Задачи занятия:

Образовательные: учиться составлять рассказы-описания с опорой на схему по теме «Животные жарких стран», умение образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова;

Коррекционно-Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики.

Воспитательные: соблюдать правила участия в беседе (слушать говорящего, не перебивать); стремиться выполнять любое дело, качественно не торопясь.

Словарная работа: африка, гипопатам

Планируемые результаты занятия: соблюдают правила участия в беседе (слушать говорящего). Внимательно слушают инструкцию взрослого, выполняют задание в соответствии с инструкцией педагога.

Материалы и оборудование: наборное полотно, мольберт, плакаты из серии «В мире животных», Почтальон Печкин, крупные игрушки – животных жарких стран, тропические растения, клубок ниток,аудиозапись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинки с изображением животных жарких стран, схема составления описательного рассказа;

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Соотнесены с планируемыми результатами

Эй, ребята, все вниманье!

Есть веселое задание!

Для начала, давайте начнем наше занятие с артикуляционной разминки. (Упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Чашечка», «Часики».
- Ребята, скажите какое сейчас время года? (весна) Перед весной была?(зима) А после весны?(лето).

- Есть такие страны, где никогда не бывает зимы. Там всегда тепло и светит солнце. Какие вы знаете жаркие страны? (Африка) Кроме Африки есть и другие жаркие страны — Австралия, Индия, Южная Америка.

Недавно мне пришло письмо от Почтальона Печкина. Он пишет, что прочитал в одном журнале про жаркую страну Африку. И ему очень захотелось в ней побывать. Но он переживает, что он ничего не знает о животных и ехать туда ему будет совсем неинтересно. Я ему рассказала о том, что мы с вами совсем скоро опять отправимся в интерактивное путешествовать по нашей планете и обязательно заглянем в Африку. А пока, давайте представим себя на полянке (общее расслабление, движения по

Художественное слово

Коммуникативная

встают вокруг воспитателя

Внимание детей переключено со свободной деятельности на воспитателя

2.

Основной этап

Этапы могут меняться по времени и по месту

Этап постановки проблемы

- Почтальон Печкин ничего не знает о животных, которые живут в жарких странах. Как же нам ему помочь?

- Давайте возьмем с нами в наше путешествие помощника, который будет делать видео и фото для Почтальона Печкина всего, что мы увидим и узнаем и отправлять ему.

Словесный: беседа

Коммуникативная

Предлагают варианты ответов

Этап ознакомления с материалом

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры – жители саванны.

И тропические птицы …

Есть чему тут подивиться! В. Нищева

- Где мы с вами оказались? Чьи голоса вы услышали? Кто рычал? Кто трубил?

2. «Расскажи о животных» (развитие связной речи).

- Раз мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас.

Словесный:

Дети рассказывают о животных,которых увидели

Называют голоса всех услышанных животных жарких стран.

Составляют связный рассказ о животном из 4-5 предложений по схематическому плану.


Этап практического решения проблемы

- Перечислите животных, в названиях которых есть звук [Р] (жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил), а теперь со звуком [Л] (слон, крокодил).

4. Пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?»

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

- Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта и так далее. Расскажите, что вы видите. (Я вижу крокодилий хвост. Я вижу обезьянью голову…)


А теперь, я предлагаю рассказать вам,ребята, об одном из животных жарких стран ,которые вы сегодня запомнили и вам понравился. (Рассказ о животном из жаркой страны по мнемотаблице.)

Словесный: объяснение

Словесный: инструкция, рассказ воспитателя

Практический

Дети подбирают слова на заданный звук

Выполняют упражнения в соответствии с текстом

Составляют самостоятельно рассказ по схеме-плану, представленной на мнемотаблице: назвать животное, сказать, где оно обитает, а потом описать его, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.

Перечисляют животных, в названиях которых слышатся звуки [Р], [Л]

Воспроизводят движения в соответствии с текстом.

Смогут образовать притяжательные прилагательные и правильно использовать их при составлении предложений.


3.

Заключительный этап

- Ребята, все наши фото и видеозаписи мы отправили Почтальону Печкину.

Как вы думаете, что нового он узнал от вас, что понравилось и запомнилось больше всего Печкину?

А вам? Как вы думаете, сможет ли Почтальон Печкин узнать животных жарких стран, когда поедет в Африку?

Давайте позвоним (видеозвонок) ему и спросим понравилось ли ему наше путешествие по джунглям?

- Я предлагаю вам, ребята, с родителями еще найти интересные факты о животных жарких стран и рассказать нам.

- О ком вы хотели бы узнать в следующем нашем путешествии по жарким странам?

- Почтальон Печкин вас очень благодарит за помощь, за интересные познавательные новости и факты о животных жарких стран, поучительные игры, бережное отношение к природе.

Рефлексия

Коммуникативная

Знают о животных жарких стран.

Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами побываем на очень интересной экскурсии. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадки.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу

А потом снесу яичко —

Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает,

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

«Спать пора!» — поет… (Петух.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Упражнение «Весёлая семейка».(Приложение 2)

– Назовите папу, маму и птенца каждой птицы.

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

Селезень, утка, утенок.

Игровое упражнение «Подбери слова» (Приложение 3)

а) слова-признаки:

индюк — злой, сердитый, грустный, медлительный;

индюшка — заботливая, равнодушная, грустная, быстрая;

индюшата — веселые, игривые, быстрые, пушистые.

Аналогично подбираются слова к другим птицам.

б) слова-действия:

индюк — шипит, надувается…, курица- высиживает, заботится и т.п.

Физкультминутка “Гусь” (Приложение 4)

Утром встал гусак на лапки

Приготовился к зарядке

Повернулся влево- вправо

Приседанья сделал браво

Пощипал гусиный пух

И с разбегу в воду- бух.

Игровое упражнение «Назови ласково» (Приложение 5)

– Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Слова: курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок.

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому» (Приложение 6)

Яйцо курицы — куриное яйцо, пух курицы — … , мясо курицы — … лапы курицы — … , гребешок петуха-…, клюв утки-…, перо гуся.-…, бородка индюка-…, хвост петуха-…, лапы гуся-…, клюв курицы-…, шпоры петуха…, крылья петуха-…, хвост утки-…, хвост индюка-…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и ручному труду для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебница-вода"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Интегрированное занятие по предметам "Развитие речи", "Изо", "Окружающий мир", "Ритмика" для детей старшего дошкольного возраста , тема: "Путешествие в страну Вообразилию"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста. Форма занятия - урок путешествие. Разнообразная смена деятельности не дает детям скучать во время занятия. Путешествие проходит по островам, в завершен...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Домашние птицы" для детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Домашние птицы"...