Занятие по развитию речи на тему: "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

Образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
  • активизировать словарь по теме;
  • продолжать  учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
  • закреплять умение детей подбирать слова-признаки и слова-действия;
  • совершенствовать грамматический строй  речи:
  • продолжать учить образовывать качественные прилагательные;
  • образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами;
  •  совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевую дея­тельность детей;
  • зрительное вни­мания и восприятия;
  • речевой  слух и фонематическое воспри­ятие;
  • память;
  • дыхание и правильный речевой выдох;
  • ко­ординацию речи с движением;
  • диалоги­ческую и монологическую речь;
  • артикуляционную, тонкую и общую моторики.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • положительную установку на участие в занятии;
  • доброжелательности;
  • само­стоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;
  • активизировать словарь по теме;
  • продолжать  учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
  • закреплять умение детей подбирать слова-признаки и слова-действия;
  • совершенствовать грамматический строй  речи:
  • продолжать учить образовывать качественные прилагательные;
  • образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами;
  •  совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающие задачи

Развивать:

  • речевую деятельность детей;
  • зрительное внимания и восприятия;
  • речевой  слух и фонематическое восприятие;
  • память;
  • дыхание и правильный речевой выдох;
  • координацию речи с движением;
  • диалогическую и монологическую речь;
  • артикуляционную, тонкую и общую моторики.

Воспитательные задачи

Формировать:

  • навыки сотрудничества;
  • взаимопонимания;
  • положительную установку на участие в занятии;
  • доброжелательности;
  • самостоятельности;
  • инициативности;
  • ответственности;
  • любовь к природе.

Материал

Демонстрационный:

  • мольберт;
  • картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря;
  • табло оценивания ответов детей.

Раздаточный:

  • дневники (на каждого ребёнка);
  • мяч;
  • снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках;
  • зеркала на каждого ребёнка.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто отгадает загадки

1. Отгадывание загадок о зиме

Странная звездочка                       Что за нелепый человек

С неба упала                                   Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку                              Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала.                             Боится солнца и тепла.

(снежинка)                                               (снеговик)

Художник-невидимка                     Прозрачен, как стекло,

По городу идет:                              Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит,                                (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода,                          Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода,                    И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый                 Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым.                На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь –                        (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

II. Основная часть

2. Беседа о времени года

- Как вы думаете, какое сейчас время года?

- Как вы догадались?

- Какой день зимой?

- Какая ночь?

- Что можно сказать о снеге?

- Какой бывает лед?

- Перечислите  зимние  месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наши снежинки кружатся. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

- Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

- зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково»  (с мячом)

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок                 Сосулька - сосулечка

Мороз - морозец            Дерево - деревце

Ветер - ветерок            Горка - горочка

Лёд - ледок                    Холод - холодок

Зима - зимушка             Санки - саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на мольберт картину.

- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

- Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

- Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями.

- Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,        Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.         Идут по столу указательным и средним пальцем

Бабу снежную лепили,              «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,     «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,      Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.             Ладошки кладут на стол одной и другой стороне

Все в снегу домой пришли.       Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.                «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на мольберт по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога «На».

-Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий,      

                          искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

После каждого задания дети оценивают себя и своих друзей, выставляя условные оценки в дневники.

Рефлексия:

  • Кто сегодня на занятии был самым активным?
  • Чьи ответы вам понравились?
  • Что нового вы узнали?
  • Что нового хотели бы узнать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»

Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...

открытое занятие по развитию речи на тему " Зима"

развитие речи детей, закрепление грамматических навков...

Занятие по развитию речи на тему «Зима» в средней группе

Занятие по развитию речи на тему «Зима»в средней группеЦель: развитие связной речи.Образовательные задачи- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.- Формировать умение внимательно расс...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : "ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ : "ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зима" (вторая младшая группа).

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация,художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка.Цели: обогащение яркими впечатлениями через художественн...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Зима"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зима".Задачи:- активизация словаря по теме "Зима"-закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"- учить образовывать единственно...