"Поздняя осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волкова Анна Георгиевна

 

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_starshaya_gr.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая группа.

Конспект НОД по развитию речи «Поздняя осень»

Цель: - закреплять представления об основных признаках осени;

Задачи:

       образовательные: 

 - уточнить и расширить знания детей об осени и осенних     явлениях;

- активизировать словарь детей по теме занятия;

- совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

- развивать интерес к выполнению заданий;

- закреплять умение подбирать эпитеты к словам.

воспитательные:

-воспитывать у детей бережное отношение к природе;

- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

здоровьесберегаюшие:

- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: 

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методические приемы:

1. Словесные -  вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные - рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические - дидактические игры и упражнения.

Словарная работа:

Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.

         Оборудование: 

 Картинки осени (ранняя. золотая, поздняя); картинки образ осени, зимы, весны, лета;

Музыка «Осенняя»; дерево на ватмане, листья (красные, желтые, оранжевые);

Желтый круг, лучики.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Начало занятия, все расселись по местам никому не тесно? Будет интересно.

Ой, посмотрите, что это? (на полу листья жёл, крас, оранж.)

Откуда они тут ? Что случилось ?

(на доске дерево, без листьев)

Воспитатель: Ребята, дерево такое одинокое без них.  Давайте, каждый возьмёт листочек и приклеит на дерево (приклеили).

Дерево покрылось листвой, с вашей помощью оно окрасилось. Красота его зависела от вас, так же, как и успех на занятии, тоже зависит от вас.

(проходят на стульчики)

Вводная часть:

Воспитатель: каждый день, всегда – везде;

                          на занятиях, в игре

                         смело, чётко говорим и тихонечко сидим.

Наши глазки внимательно смотрят и всё ? – видят

Наши уши внимательно слушают и всё ? – слышат

Головы хорошо? – думают.

Рада вас всех видеть .

Основная часть.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы закройте глазки и  внимательно послушайте.  (звучит музыка)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.    (открыли глаза)

Воспитатель: О каком времени года идёт речь в стихотворении? - осень

А о каком периоде осени? – поздняя осень

О каких признаках поздней осени говорится в стихотворении? – солнце светит редко, туман, короткий день, караван птиц.

Воспитатель: Скажите, а какие признаки ещё можете назвать? Какая она сейчас, осень ?  - мокрая, дождливая, хмурая,  сырая, унылая, ветреная, птицы улетели в теплые края, деревья голые, первый снег, лужи застыли, лёд.

Если опадают листья, это? – листопад

Если идёт снег? – снегопад?

Хорошо. Скажите снег, какой он? – белый, пушистый, мокрый, холодный, скрипучий, рыхлый, блестящий, сверкающий.

Лёд какой? – холодный, гладкий, тонкий, стеклянный, мерцающий, прозрачный, звонкий.

Физкультминутка.

На полянку, на лужок      (руки вверх, плавно вниз)

Тихо падает снежок,

Улеглись снежинки            (присели медленно)

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок        (встали, раскачивают руки над головой)

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,                  (покружились 1р.)

Белые пушинки.

В стихотворении автор говорит, о поздней осени, а какой последний месяц осенний?

 – ноябрь.

Не смотря на то что, очень часто осень называют «унылой порой», грустить мы не будем, ведь у природы нет плохой погоды. Во всём надо видеть хорошее. Если бы вы были художниками, какими бы красками нарисовали осень? – яркими, жёлтый, красный, оранжевый.

Игра

Солнце осенью какое? – осеннее.

Ветер осенью какой ?– осенний.

Туча осенью какая ? – осенняя.

Дождь осенью?  – осенний.

Аллея осенью?  – осенняя.

Пальто осенью?  – осеннее.

Сапоги осенью?  – осенние.

Одежда осенью?  – осенняя.

День осенью?  – осенний.

Утро осенью?  – осеннее.

Парк осенью?  – осенний.

Небо осенью?  – осеннее.

Воспитатель: Отлично, а сейчас давайте пройдем к столам и посмотрим, что там есть.

Что это? – картинки осени, разные периоды

Какие ? – ранняя осень, золотая осень, поздняя осень.

Предлагаю разложить их на группы, сколько групп получится ? - три

Какие это месяца? – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Чем они отличаются друг от друга ? – ответы детей

Посмотрите, что у меня ещё для вас есть? - времена года

Как вы поняли, что это «времена года»? -  весна ,подснежники, ласточка, тюльпаны.

                                                   - лето, цветы, бабочки, зелень.

                                                                          - осень, листья жёлтые, платье красное.

                                                             - зима, синее платье, снежинки, лёд.

Воспитатель: Мы с вами сегодня закрепили наши знания об осени и её признаках. В завершении, я  хочу вам предложить, пройти со мной к доске. Взять любой лучик и прикрепить к жёлтому кругу,  сделать солнце. Чтобы ни какие природные явления, не портили нам настроение и у нас сияло солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Поздняя осень.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"

Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...