«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Корнева Ирина Александровна

Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_palchikovyh_igr.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других - рассматриваются физиологические основы и механизмы развития речи; в третьих - значительное место отведено разработке методических приемов развития речи детей. Но во всех работах отмечается, что в речевом развитии ребенка раннего возраста самым главным является стимулирование активной речи.

Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

 Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. В раннем возрасте ребенок впитывает любую информацию, как губка и его мозг очень активен. Но нагружать малыша чрезмерной информацией не стоит. С ним надо общаться осторожно и нежно, ведь мозг ребенка в ранний период еще не способен воспринимать знания в большом количестве и все навыки малыша имеют, безусловно-рефлекторный, характер. Младенец еще не может осознанно выполнять даже простые действия. Такие осмысленные движения у него появляются позже, в результате обучения взрослыми. Поэтому игры с ребенком имеют немаловажное значение и помогают ему познавать окружающий мир. Да и родителям будет приятно совместное времяпровождение с малышом. В плане развития ребенка очень полезны пальчиковые игры для малышей. Легкие, простые и веселые они принесут ему большую пользу, развивая мелкую моторику рук и знакомя его с новыми ощущениями. Уже давно признано и то, что развитие рук ребенка, его мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи. И вы, наверное, не раз обращали внимание на то, как малыш пытается познавать новое, прикасаясь к нему пальчиками. Именно таким образом он знакомится с понятиями «мягко» и «твердо», «тепло» и «холодно».

Пальчиковые игры. Автоматизация движений пальцев

Поэтому значение пальчиковых игр очень велико для формирования всесторонне развитой личности. Играйте с ребенком как можно чаще, но недолго. Этим вы будете способствовать активации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии карапуза. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.

      На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.

     Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

     Задавая себе вопрос для чего нужны пальчиковые игры, мы также легко можем на него ответить, наблюдая за развитием своего малыша. Какой радостью светятся его глазки, когда он пытается повторять ваши движения и слушает стишки. Развивая свои пальчики, ребенок стимулирует мышление, а фантазируя вместе с вами – подключает воображение. Поэтому значение, используемых для занятий с малышом пальчиковых игр, особенно велико в раннем младенческом возрасте.

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников

Такие игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. Использование пальчиковых игр для дошкольников научит их счету, ознакомит с определениями «верх-низ», «лево - право» и создаст чувство уверенности в себе. Существуют игры, в которых пальцы загибаются или действуют поочередно и они похожи на небольшие сказки. Освоить такие пальчиковые игры и продемонстрировать их могут ребятишки, начиная с 4-5 лет. Можно придумывать персонажей, наряжая кончики пальцев бумажными колпачками или прорисовывая на них глазки и улыбающийся ротик.

Пальчиковые игры, предлагаемые для малышей, помогают развитию детского творчества, поэтому ребенка надо чаще хвалить, даже если у него не все получается с первого раза. Особенно нравятся детям пальчиковые игры с пением. Такое сочетание способствует более эффективному проведению занятий. Для самых маленьких сначала используется массаж ладошек, который включает в себя поглаживание, сгибание-разгибание пальчиков, растирание. Его делают не более 3-5 минут. А деткам постарше предлагают «Козу-дерезу», «Сороку-ворону», «Ладушки». Например, один из стишков звучит следующим образом:

«Ладушки-ладушки, где были? - у бабушки.
Что ели? – кашку.

Что пили? – бражку.
Попили-поели – домой полетели,
На головку сели»

Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. В четыре года дети играют в такие игры с поочередной сменой сюжетов в них. А от 5 лет и выше в пальчиковые игры для дошкольников, добавляются разные предметы, позволяющие более активно использовать кисти и пальцы ребенка – шарики, кубики, пирамидки, домики и другие игрушки.

Не для кого уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики. Пальчики – это довольно удобное решение для малыша, если захочется поиграть на улице, в детском саду, в школе. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте.

Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр

Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.

Насколько сильно понравится игра малышам зависит от того, как ее преподносит взрослый. Для маленьких крох важно нежное прикосновение и ласковая интонация маминого голоса. Малыши 3-5 лет лучше воспринимают мимику и внятную речь взрослых, которым следует знать предлагаемые стишки наизусть.

Пальчиковые игры, предназначенные для развития речи, имеют еще одно замечательное качество – они способствуют радостному общению близких людей. Во время этих игр родители обычно усаживают малыша на руки, гладят его, обнимают, даря много положительных эмоций, что благоприятным образом сказывается на его общем развитии. Окунувшись совместно с ребенком в забавный и увлекательный мир пальчиковых игр, вы освоите полезное и увлекательное занятие, роль которого в формировании будущей личности трудно переоценить.

Рекомендации по подготовке к пальчиковым играм:

Никогда не прикасайтесь к маленькому ребенку холодными руками. Можете растереть ладони или согреть их на радиаторе, под теплой водой. Перед тем, как начать новую игру, познакомьте малыша с неизвестными персонажами на примере картинок или игрушек. До полутора лет пальчиковые игры с ребенком проводите в виде пассивной гимнастики или как демонстрацию. Во время игры используйте максимально выразительную мимику. Старайтесь как можно чаще прикасаться к малышу пальцами, гладить его или щекотать. Этим вы вызовите дополнительные положительные эмоции. Разучив 2-3 игры, через некоторое время замените их на новые. Рассказывайте сказку или стишки с выражением, создавая паузы в нужных местах, говоря тише или громче, в зависимости от сюжета.

Работа по подготовке к школе проводится еще в дошкольных учреждениях. Пальчиковые игры в детском саду готовят ребятишек к овладению навыком письма в дальнейшем. Многие преподаватели младших классов отмечают у детей трудности с обучением письму, которое является сложным навыком, предполагающим слаженную работу мелких мышц кисти и всей руки. Для овладения письмом должна быть и определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Пальчиковые игры в детском саду способствуют именно подготовке к овладению письмом. Воспитатели и родители, уделяющие должное внимание развитию координации руки и использующие для этого пальчиковые игры помогают интеллектуальному формированию ребенка еще в детском саду, а также подготавливают его к овладению навыком письма в школе.

                                 

Картотека пальчиковых игр

ТЕКСТ

ДВИЖЕНИЯ

СЕМЬЯ

Кулачок (рус. нар. потешка)

Это пальчик-маленький

Это пальчик-слабенький

Это пальчик-длинненький

Это пальчик-сильненький

Это пальчик-толстячок

Ну а вместе – кулачок!

Кулак и ладошка (рус. нар. потешка)

Сожми кулак – раскрой ладошку.

Теперь меняй их быстро, крошка!

Опять –ладошка и кулак,

Давай бустрее делать так!

Раз-два-три-четыре 

(Г. Сапгир)

Раз-два-три-четыре.

Кто живет у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, сверчок и я-

Вот и вся моя семья!

Раз-два-три-четыре-пять.

Всех начну считать опять.

Оладушки у бабушки

 (С. Ермакова)

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

Раз-два, румяные!

Раз-два, горячие!

Раз-два, их жарили!

Три – поворачивали!

Вкусные оладушки

Ели мы у бабушки!

РАСТЕНИЯ

Овощи (Е. Борисова)

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Фрукты (Е. Борисова)

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Вкуснее наших фруктов нет!

Грибы (О.Крепенчук)

На полянке – толстячок

Белый гриб – боровичок.

А под ним, дрожа немножко,

Подняла улитка рожки.

Ягодки (С. Ермакова)

Сорву я малинку

Насте в корзинку.

Найду земляничку

Полинке – сестричке.

Смородинку в баночку

Соберу для Яночки.

Крыжовник в стакане

Несу для Вани,

А маленькому Мише

Нарву я спелых вишен!

ДЕРЕВЬЯ

Дерево (П.Воронько)

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка в слезы.

Ёлка (В. Цвынтарный)

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Орешник

Орешник ветки наклонил –

Зверят орешком угостил:

Вот орешек для бельчонка,

Вот орешек для зайчонка,

Вот орешек хомячку,

Вот орех бурундучку,

И орешек для меня

Приготовил он, друзья

Листочки

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Собираем листики

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Выполнять круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием.

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики

Хлопать в ладоши

Загибать пальчики

Сжимать кулачки

«Фонарики»

Хлопать в ладоши

Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону.

Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки.

Повторить первое движение.

Повторить второе движение.

Изобразить ладошками корзинку.

Сгибать пальчики,  начиная с большого.

Изобразить ладошками корзинку. Сгибать пальчики,  начиная с мизинца.

Погладить живот.

Показать большой палец.

Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.

Ладонь левой руки накрывает кулак правой.

Поднять указательный и средний палец правой руки, большой палец придерживает остальные.

На каждые две строчки поочередно растирать пальцы одной руки пальцами другой.

Затем поменять руки и повторить все снова.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Ладони отвести от себя под углом друг к другу, пальчики переплести и выставить вперед. Локти слегка развести.

«Кивающие» движения ладоней

Сжать кулачки

Массирование пальцев, начиная с мизинца

Сложить руки в кулачки, а затем, после слова «появляются», резко разжать их, растопырив пальцы.

Отгибать пальчики.

Кулачки сжимать и разжимать.

Загибать пальчики.

Изобразить фонарики.

ЦВЕТЫ

Цветок (Н.Нищева)

Вырос цветок

На весенней поляне,

Утром весенним

Раскрыл лепестки.

Всем лепесткам

Красоту и питанье

Дружно дают

Под землей корешки.

Мы цветы в саду сажаем

(В.Волгина)

Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей 

Колокольчик (Е.Серова)

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Ромашки

Ромашки белые цветки - 

Как пальцы маленькой руки

И вот слетаются жуки

Считать ромашки лепестки!

Аленький цветочек

У нас в саду расцвел цветок,

Чтоб стал красив он и высок,

Раскрыл наутро лепестки,

Должны работать корешки.

Соединить вместе руки от пальцев до локтей, пальцы слегка округлить.

Развести пальцы в стороны – «раскрывшийся цветок»

Выполнить ритмичные движения пальцами вместе-врозь.

Ладони опустить вниз,прижать друг к другу тыльной стороной, пальцы развести.

Имитировать посадку цветов

Загибать пальцы.

Тыльные стороны ладоней направит вверх, пальцы рук скрестить.

Средний палец правой руки опустить вниз, свободно покачать им.

Показываем ладошки, делаем вращающие движения кистями.

Считаем пальчики, делаем легкий массаж пальчиков

Соединить ладони, пальцы округлить.

Развести пальцы, пальцы врозь-вместе.

Соединить тыльной стороной, пальцы вниз, пошевелить ими.

ЖИВОТНЫЕ

Кто в деревне живет?

(И. Гурина)

Кто в деревне живет?

Лежебока-рыжий кот,

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет? (И.Гурина)

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой – лисенок,

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы загибать.

Дикие животные (Е. Борисова)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок,

Бурый, мохнатый, смешной Медвежонок.

Две лошадки (С.Ермакова)
Две лошадки утром рано

Поскакали по полянам.

По траве они гуляли,

К вечеру совсем устали

И с поникшей головой

Воротилися домой.

Сложить руки «домиком», изобразив крышу.

Загибать указательным пальцем правой руки пальцы на левой руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать кулачок.

Переплести пальчики, имитируя лес.

Загибать указательным пальцем левой руки пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

Сгибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Вращать большим пальцем.

Имитировать бодрый топот лошадок, поочередно постукивая подушечками пальцев обеих рук по столу.

Медленно «перестукивать» пальцами по столу, изображая, как бредут усталые лошадки

ПТИЦЫ

Перелетные птицы

 (рус. нар. потешка)

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Воробей (С. Ермакова)

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Летела сова (рус. нар. потешка)

Летела сова,

Веселая голова.

Летела – летела,

На головку села

Села, посидела,

Головой повертела

И опять полетела.

Сорока (С. Ермакова)

Рано утром издалёка

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Помахать руками.

Положить руки на голову.

Снова помахать руками.

Сжимать и разжимать пальцы

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

Соединить кисти крест- накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

НАСЕКОМЫЕ

Насекомые (Е.Борисова)

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой сюда комар летит!

Прячьтесь!

Червячок (Л.Калмыкова)

Червячок, червячок

Не ложится на бочок.

Где бочок у червячка,

Я не выяснил пока.

Пчела

  Прилетела к нам вчера

  Полосатая пчела.

  А за нею шмель-шмелек

  И веселый мотылек,

  Два жука и стрекоза,

  Как фонарики глаза.

  Пожужжали, полетали,

  От усталости упали.

Улитка

У улитки – крошки,

Подрастают рожки.

Научу ее ходить,

Если будут ножки.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай на облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Сжимать и разжимать пальцы.

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращать мизинцем.

Спрятать руки за спину.

Сжать пальцы правой руки в кулачок, большой палец выпрямить вверх, выполнять круговые вращения большим пальцем.

То же другой рукой.

Ладошки соединить перекатывать сомкнутые ладошки с одной тыльной поверхности на другую

Развести руки в сторону.

 Машут ладошками.

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик.

  Делают кружочки из пальчиков

  подносят к глазам.

  Роняют ладони на стол.

Пальцы в кулаке, указ. и миз. вытянуты вперед – шевелят усиками.

Ладони прижаты тыльной стороной, пальцы прямые, имитировать полет бабочки.

РЫБЫ

Рыбка (М. Клокова)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Жил да был один налим

 Жил да был один налим,

 Два ерша дружили с ним.

 Прилетали к ним три утки

 По четыре раза в сутки

 И учили их считать:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Рыбки (Л.Моисеева)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Рыбка в озере живет

 (Джеки Силберг)

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

Хвостиком ударит вдруг

И услышим мы – плюх, плюх!

Сложенными вместе ладонями изобразить как плывет рыбка.

Погрозить пальчиком.

Медленно сближать ладони и хлопнуть. Шевелить пальчиками – «ротик у рыбки».

Сложить ладошки, наклонять пальцы из стороны в сторону.

  Движения имитирующие

  движения плавников.

  Взмахи ладонями.

  Сжимать и разжимать кулачки.

  Загибать пальчики.

 

Имитировать движения рыбок в соответствии с текстом.

Ладошки соединены и делают плавные движения.

Ладошки разъединить и ударить по коленкам.

Ладошки соединить у основания и так похлопать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста".

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других -  рассматриваются физиоло...

Консультация для родителей "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста...

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста"

План самообразования "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста....