Итоговое занятие по развитию речи " Земля - наш общий дом"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грицаёва Ирина Николаевна

Занятие поразвитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками марблс схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovoe_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Земля – наш общий дом»

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, произносят слова, приветствуя друг друга:

«Утром солнышко встает,

колокольчик свой берет,

Колокольчиком звонит,

детям здравствуй говорит…»

-Здравствуй, Варя! Здравствуй, Марат! и т.д. здороваются, передавая по кругу колокольчик. В конце здороваются с гостями и передают им колокольчик с хорошим настроением.

Звучит песня «Как прекрасен этот мир». 

Во время всей песни идёт демонстрация различных картин природы   на экране

- Поля, моря, леса, горы, озёра, реки - это всё наша Земля. Наш большой и общий дом. Вы замечали, если высоко забраться и посмотреть вниз, то всё, что на земле, будет казаться очень маленьким?

А если посмотреть ещё выше, то можно увидеть ещё больше того, что на земле находится.

- На чём, по-вашему, нужно подняться вверх, чтобы увидеть всю нашу Землю? Правильно, нужно сесть на космический корабль и подняться высоко-высоко, выше всех туч и облаков.

- Займите свои места на нашем космическом корабле, сядьте поудобнее и включайте моторы своих космических ракет.

(Звук космических ракет)

- Вот мы с вами оторвались от поверхности Земли и понеслись высоко-высоко вверх, выше всех облаков, туда, где совсем нет воздуха, т.е. в космос.

- А теперь посмотрите в круглое окно своего корабля, которое называют иллюминатором, на Землю, туда, где вы были и откуда стартовали.

(Ставлю  на стол глобус)

Вот так наша Земля выглядит из космоса, т.е. самой большой высоты, на которую мы с вами сейчас поднялись.

- На что похожа наша Земля, наш общий дом? (На шар).

Правильно, поэтому землю нашу называют земным шаром.

- А теперь давайте посмотрим, как выглядит этот необычный шар. Вот видите, какой разноцветной кажется наша Земля. Какой краски больше?  

  - Ребята, давайте рассмотрим глобус.

Какие цвета вы видите на глобусе?

- А что же означают цвета на глобусе.

Рассказы детей по мнемодорожкам.

 О зелёном цвете на глобусе.

На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.

 О тёмно – жёлтом и жёлтом цвете.

На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.

 О коричневом цвете.        

На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: Уральские и Кавказские горы (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.

О синем цвете.

На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны.

О белом цвете на глобусе.

На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты

- Но Земля - это не единственная планета в космосе. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи. Какие планеты вы знаете?

(Рассмотреть Макет Солнечной системы, назвать планеты).

Стих о планетах.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

--А на какой планете есть жизнь? (Жизнь есть только на земле).

-Почему? (Потому что только на земле есть вода и воздух).

«Наша планета называется – Земля, только на Земле есть жизнь, она круглая и постоянно вращается вокруг солнца, поэтому у нас меняются времена года.

Земля - наш общий дом.

Ребята, как вы думаете почему она так называется?

Ответы детей (потому , что на земле  живут не только люди, но и растения, насекомые, птицы, рыбы и животные) 

Дарья читает Стих «есть одна такая планета.»

«Вопрос – ответ»

— Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)

— Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)

— Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)

— Когда на улице светло? (Днем.)

— Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)

— Для чего нужен воздух? (Необходим для дыхания.)

— Что делают пчелы? (Собирают нектар).

--- Что может быть высоким? (столб, человек, дерево).

В это время приходит электронное письмо на экране.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте дорогие ребята!!! Это, я, Природа, очень прошу вашей помощи. Обходя свои владения, увидела,  в моем любимом лесу полное безобразие: сломаны деревья, потоптаны цветы, везде валяется мусор, пустые бутылки, пакеты, напуганы птицы, куда -то подевался Лесовичок? Исчезли  мои помощники Леший и Кикимора. Одной мне не справиться . Без вас мне не обойтись.

Помогите найти Лесовичка , Лешего и Кикимору.

В. Интересно? Куда же они подевались?

Ответы детей

В. Ребята. Ну  что вернемся на землю? Поможем Природе навести порядок.

Возращение на землю .         (звук ракеты)

Вспоминаем как надо вести себя в лесу, сопровождая  картинками  

С предлогом «НЕ»

  1. Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.
  2. Не лови бабочек, шмелей. Стрекоз, и лягушек.
  3. Не бери лишнего у природы
  4. Не разоряй муравейники.
  5. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  6. Не разводи костры под деревьями.
  7. Не шуми в лесу.
  8. Не рви в лесу и на лугу цветы.
  9. Не разоряй гнёзда птиц.
  10. Не уноси домой детёнышей диких животных.

 Находим записку от хулиганов.

В записке условия выполнения заданий, чтобы найти Лесовичка и Кикимору с Лешим.

Игра с мячом «Наоборот»
Зима-лето;
Высокий-низкий;
Снег-дождь;
Земля - небо;
Далеко-близко;
Смеяться-плакать;
Больной-здоровый;
Солнечный день-пасмурный день;
Снежинки мелкие-крупные;
Сесть-встать;
Ветер северный-южный.

«Веселые звуковички»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: На столе разрезные  предметные  картинки на пополам ( Земля, Вода, Лес)

Ход: Воспитатель предлагает собрать картинку, назвать её и  определить количество звуков в его слове и  подобрать схему из звуковичков, соответствующий количеству звуков в слове .

По указке записки нашли игрушку Лесовичка.

Игра.  Составление предложений.

ЦельРазвитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

Дети соединяют слова в предложения и выкладывают из марблс  столько камешков. Сколько слов в предложении.

  1. Круглый, Земля, планета.
  2. Глубокий, река.
  3. Лес, дремучая.
  4. Гора, высокая.
  5. Богатство, лес, наш.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

- Он живет в этих словах-картинках.
- Он согласный, бывает твердым и мягким.
- Его поют комары и пчелы (з з’).

( Ответ детей)

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [з]:

Замок, земля, белка;

арбуз, берёза, пила;

голубь, стрекоза, заяц; 

телевизор, банан, кузнечик.

-Ребята, мы выполнили все задания.

(На экране появляется  схема, где спрятаны Леший и Кикимора . )

Давайте посмотрим. Как вы, думаете, на что это похоже? (Спальня)

(Схема спальни, там находим Кикимору и Лешего связанных, взрослые благодарят детей от имени Природы и передают кустарник для посадки на участке. И смайлики «Берегите природу»

Читаю стих-е «Давайте будем беречь планету»

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица – с небом,

Как ветер – с лугом,

Как парус- с морем,

трава -с дождями,

Как дружит небо со всеми нами.

Рефлексия. Ребята вы сегодня молодцы. Славно потрудились.

Какое дело великое сделали?

- Предлагаю ещё раз помочь природе: выйти на прогулку и посадить кустарник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи) (старший возраст

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»Программное содержание: выявить знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи:-пони...

Конспект по развитию речи "Земля - наш общий дом" для подготовительной группы

Конспект по развитию речи "Земля - наш общий дом" для подготовительной группы...

Конспект НОД по развитию речи «Земля - наш общий дом»

Показать, что планета Земля, человек, природа - это единое целое....