Проектная деятельность "В театре играем-речь развиваем"
проект по развитию речи

Проектная деятельность "В театре играем-речь развиваем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_teatr_igraem-rech_razvivaem_.docx249.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8» НМР РТ

ПРОЕКТ

C:\Users\1\Desktop\документы с  раб стола\фотографии\фото\DSCN3064.JPG

Театрализованная деятельность в развитии диалогической речи дошкольников

«В театр играем - речь развиваем»

Разработала:

воспитатель Ямалетдинова Г.И.

Содержание:

Введение …………………………………………………………3

Разработка проекта ……………………………………………6

Этапы реализации проекта…………………………………..7

План реализации проекта ……………………………………9

Результат проекта……………………………………………..16

Заключение ……………………………………………………18

Список литературы ………………………………………….19

Введение

Паспорт проекта: 

ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, творческо-речевой.

СРОК ДЕЙСТВИЯ: 2018-2019 учебный год.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники, родители, воспитатели

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  3-7лет.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения.

Актуальность

 Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

          Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного

образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

        Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие диалогической речи дошкольников через театрализованную  деятельность;

Развитие партнёрских отношений с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей

ЗАДАЧИ: 

  • обогащать словарь детей, активизировать его;
  • совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
  • способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
  • формировать умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.
  • воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия),  способствующих лучшему взаимопониманию в процессе  общения.
  • привлечение родителей к  тесному сотрудничеству и  активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.

Методы реализации поставленных задач:

- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование,

диагностирование.

- Практические методы: упражнения , обыгрывание проблемно-игровых

ситуаций.

- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая

ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов

соревнования.

- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,

заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

Предполагаемый  результат:

1. Развить  у воспитанников диалогическую, правильную, выразительную связную речь,   мышление, память.

2.Обогатить речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка,  совершенствовать навыки диалогической речи,  её грамматический строй, развивать  эмоциональную  выразительность речи.

3.Сформировать навык общения.

     4.Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.

Создание условий.

Работа по развитию у детей речевых навыков средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, в любое свободное время в течение дня.                                            

 Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения,  театральные куклы и костюмы.  Для музыкального оформления спектакля в группе есть музыкальный центр, диски. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям.

Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т.д.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение

основных направлений, изучение педагогической литературы

II этап– практический

Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей

III этап – заключительный

Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных пособий.

Подготовительный этап:

- Проведение диагностики

- Подготовка конспектов театрализованной деятельности

- Составление рекомендаций для родителей, воспитателей

- Разработка бесед с детьми

- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,

фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями

Практический  этап - работа с детьми.

- Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк»

- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

- Разучивание диалогов к сказкам.

- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.

- Упражнения- пантомимы.

- Упражнения на координацию речи с движением.

- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

-Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.

- Загадки о сказках, героях сказок.

- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка

Работа с родителями

- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

- Еженедельное информирование о ходе проекта.

- Домашние задания для родителей (изготовление поделок, атрибутов,  рисование иллюстраций к сказкам).

- Чтение сказок с детьми.

Рекомендации:

- По развитию интонационной выразительности речи,

- По разучиванию диалогов между героями сказок;

-По развитию мелкой моторики

Семинары-практикумы:

- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и

движения;

- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной

гимнастики;

- Знакомство с речевыми играми.

Заключительный этап – итог проекта

Показ спектакля «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь».

Выставка поделок;

Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой

моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением.

План реализации проекта

Этапы

Задачи, содержание деятельности

Работа с родителями

Подготовительный

Сентябрь- октябрь

-Проведение диагностики 

Практический

Ноябрь

- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Ниточка за иголочкой»», «Трубочка», «Лошадка». 

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

3.Игра-загадка «О ком я говорю?»

4. Упражнения на развитие воображения

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Этюды на пластику: «Лошадь рассердилась», «Рыба плавает по дну», «Кошка осторожная», «Гусь сердитый», «Мышонок радуется».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми

3.Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

4. Обыгрывание эпизодов сказки «Три поросенка»

5. Показ сказки «Три поросенка» для детей младшей группы.

6. Игры для развитие речи

- Групповая работа

1. «Домики для поросят» Аппликация (объемная)

2. «Танец поросят» рисование цветными карандашами

- Памятка для родителей

 «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».

- Собрание «Что и сколько читать детям пяти лет?»

- «Самодельная книжка – малышка». Изготовление книжки вместе с родителями

- Разучивание ролей «Три поросенка»

Декабрь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Маятник», «Качели»,  «Длинный язычок»

2. Упражнение на активизацию словарного запаса: Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», Избушка-…»

3.Упражнение на интонационную выразительность: «Михаил Потапыч: Кто хлебал их моей чашки?», «Настасья Пнтровна: Кто лежал на моей кровати и помял её!?»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Мимические этюды: «Медведи удивились», «Маша испугалась», «Сонная Машенька».

2.Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный медвежонок», «Солнышко светит и тепло Мишутке».

3. Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя»

4. Народные игры со словами

- Групповая работа

1. «Избушка в лесу» рисование методом монотипии

2. «Семья медведей» аппликация

- Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей»

- Разучивание сказки «Три медведя»

Январь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Лошадка», «Горка», «Колокольчик»

Чтение чистоговорки «Карамель» в разном темпе с движениями рук

2.Игра на уточнение словарного запаса «Ветер-холодный», «Утро-солнечное», «Утюг-горячий»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Упражнения на имитацию движений «Маша садится на большой стул», «Михаил Потапыч рассердился», «Мишутка увидел Машу»

2.Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

3.Хоровод «Мы на луг ходили»

4.Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Маша зовёт подружек», «Мишутка завизжал от страха». «Настасья Петровна поёт колыбельную Мишутке».

5.Отгадывание загадок о животных

6.Разговор по телефону «Машенька говорит с бабушкой», «Мишутка рассказывает о Машеньке»

7. Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя»

8. Показ сказки «Тори медведя» старшей группе

- Групповая работа

1. «Мишка» лепка

2. Подвижная игра «У медведя во бору

- Устный журнал: «Отгадывание загадок – гимнастика для ума»

- Разучивание сказки «Три медведя»

Февраль

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Лопатка», «Маятник», «Вкусное варенье», «Уколы»».

2.Чтение чистоговорки с движениями рук.

3. Упражнение на речевое дыхание «Птичий двор»

4.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Вода-водяной», «Лето-летний»…

-Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические  этюды: «Петя Петушок»», «Бабочка летает с цветка на цветок»;

2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем»

3.Игра «Кто как кричит?»;

4.Хоровод «Мы гуляем иногда»

7. Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»

- Групповая работа

1. «Петушок» рисование крупой

- Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»

- Консультация «Развиваем диалогическую  речь дошкольника»

- Изготовление масок в театральный уголок

- Разучивание сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Март

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Иголочка», «Арбуз и огурец», «Качели»

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Курочка и хозяин», «Петушок и курочка», « Телефонный разговор: «Курочка и корова».

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Игровая викторина по стихам А.Барто.

2.Чтение потешки  с хлопками на гласный звук

3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».

4.Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

5. Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»

6. Игровые занятия с элементами театрализации

 - Групповая работа

1. «Петушок и Курочка» лепка

2. Подвижные игры с масками птиц

-Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи».

- Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

- Разучивание сказки «Петушок и бобовое зернышко»

апрель

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Тик-так», «Лошадка», «Качели», «Жало змеи».

2. Чтение чистоговорок «Корабль», «Рак», «Чудо-лесенка» с разной силой голоса.

- Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Внучка удивилась», «Мышка хитрая», «Смелый дедушка», «Собачка плачет», «Кошке жалко репку»

3.Чтение чистоговорок с движениями «Летний день». 

4.Пластический этюд: «Звери  спрятались».

5.Игра: загадывание и отгадывание загадок о животных и овощах

6. Обыгрывание эпизодов сказки «Теремок»

- Групповая работа

1. «Домик бабушки и деда» конструирование из бумаги

- Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта».

- Консультация в клубе «Давайте потанцуем». «Логопедическая ритмика»

- Устный журнал: «Развитие двигательного аппарата является стимулирующим фактором развития речи»

- Разучивание сказки «Репка»

Май

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Мяу», «Пик-пик», «Качели», «Весело жуем».

2.Мимические этюды: «Злой», «Добрый»

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Чтение скороговорок

2. Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»

3. Обыгрывание сказки «Репка», показ родителям

- Групповая работа

1. «Любимая сказка» рисование 

2. Подвижные игры с героями сказок

 -«День открытых дверей».

 «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятий).

- Отзывы и предложения родителей

 

3 этап. Презента

ционно-обобщающий

– Обобщение работы за год

- Презентация опыта работы педагогом ДОУ

- Отчет по реализации проекта, итоги мониторинга

 Результат проекта.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

                                   

                         

Заключение:

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных

методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними

движущими силами речевого и умственного развития  дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства - с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей.

Театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

Список литературы
1.     Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина.  – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
2.     Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

3.     Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  - М.: Просвещение, 1994. – 128с.
4.     Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
5.     Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова.  –  М.:  ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Интернет – ресурсы:
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - Сайт работников дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В театр играем - речь развиваем

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от овладения ребенком связной речью.Формирование связной речи у детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности,при проведен...

Проект: «В театр играем - речь развиваем».

Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:·        ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...

Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»

Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем

Консультация для родителей В театр играем - речь развиваем...

Проект «В театр играем – речь развиваем!»

Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...

Проектная работа: " В театр играем-речь развиваем!

Данный проект разработан для сраршей логопедической группы с ОНР...