Развитие речи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Осыка Инна Николаевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными чувствами,

 какими живет народная душа»

В.В. Зеньковский

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.

Т.Рузвельт

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

 Задачи родного языка в нравственном воспитании детей

Родной язык и речь в нравственном воспитании дошкольников решают, практически, одни и те же задачи, а именно: с расширением активного и пассивного словарного запаса обогащается содержание родного языка, умение связывать слова друг с другом. Использование в речи сложных предложений и различные обороты разнообразят грамматический строй речи, от чего родной язык делается богаче и звучит красивее. Наряду с совершенствованием диалогической и монологической речью, звуковой культуры речи воспитывается культура речи в целом, а так же культура общения.

В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи.

     Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в других режимных моментах, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Беседуя с ребёнком, не только можно спросить с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, тетя и т д.

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, провожу  народные  игры, способствующие развитию речевых навыков,  расширению  словарного запаса детей,  умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

     При знакомстве  дошкольника с историей города и родной страны,  приходится много им рассказывать. По ходу рассказа обязательно использую наглядный материал. Это могут быть фотографии, репродукции картин, слайды.  Составляя рассказ, включаю в него вопросы к детям. Это необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их рассуждать.  Рассказывая о каких-то исторических  событиях, не следует часто употреблять даты, так как в дошкольном детстве детям не доступна хронология. Но чтобы детям было понятно, что излагаемые события проходили давно, употребляю такие выражения: «Это было очень-очень давно» или «Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими».  В книжном уголке группы  размещены иллюстрации, различные альбомы, книги о городе, о стране. Рассматривать их дети могут как самостоятельно, так и с воспитателем.  В группах  ДОУ оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба»  с элементами народных экспонатов.

 Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти   игры можно использовать и  на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки,  заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами. 

Для речевого развития  так же приобщаю  детей к культуре чтения художественной литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

      Произведения устного народного творчества являются богатейшим  материалом  для патриотического воспитания, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Самым  ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. Особым  древним  жанром устного народного творчества являются  былины, с которыми  детей знакомлю в старшем дошкольном возрасте.  Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой.  Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина  – богаты яркими  зарисовками  из жизни натуральной природы и ее обитателей.

  Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Рассказы о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их  прабабушек  и  прадедушек. Беседы о родном городе, рассматривание фотографий достопримечательностей Шебекино, чтение и заучивание стихотворений о городе, путешествие к исторически значимым местам. В  канун празднования Дня Великой Победы  воспитанники и родители приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это дает возможность показать на примере истории отдельной семьи роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений.  

Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи важным условием  является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Жизнь не стоит на месте, дети с каждым годом другие, родители более эрудированнее, грамотнее и поэтому хочется, чтобы дети тоже были в курсе событий страны, своего города, чувствовали себя маленькими гражданами России.

   Сегодня век реклам. Поэтому мы должны не упускать шанс прорекламировать нужные  имена, дела, события. Мы, взрослые, ждем каждый день новостей от мира, от правительства, от принятых решений видим результаты. Поэтому маленький гражданин, который находится с нами, должен тоже расти в наших глазах и окружающих. Может поэтому, если мы чаще будем обращать внимание на то, как нужно любить маму, папу, близких и окружающих людей, и все, что нам дала жизнь, будет меньше безразличных, грубых, хладнокровных людей.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.  Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки.

Давайте и мы сейчас их вспомним:

«Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок.
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»


Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:

«Путешествие в прошлое России» 
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечек)
6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?
(Чугунки, ухваты, горшки.)

Из истории русского народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом государства. Предлагаю следующие задания.

Кроссворд «Солнышко».
1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Один из православных праздников? (Пасха)
7. Женский головной убор? (Кокошник)

8. Глиняный сосуд для жидкости с ручкой и носиком? (Кувшин)

9. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

10. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)


(Написание букв вести по кругу по часовой стрелке)

Молодцы, все справились с заданиями. А дети наши вырастут и будут любящими гражданами, которые помнят и ценят свою историю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для родителей «Влияние развития речи на умственное воспитание дошкольников»

Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели пл...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Теме: Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников через сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»

Конспект  НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через сказку В.Катаева"Цветик-семицветик"...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Распространение педагогического опыта.Отчет о Методическом объединении на тему: : « Развитие речи и речевое воспитание дошкольников на современном этапе по методике Ушаковой Оксаны Семеновны.»

Распространение педагогического опыта.Мастер-класс по методикам Ушаковой О.С. в преподавании развития речи в детском саду в старшей и подготовитнльной группах....