Речевой центр "Говоруша "
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ардашева Екатерина Сергеевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы  дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_tsentr.ardashevae.s.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 «Золотой ключик» г.Малмыжа

Заочное участие в конкурсе     «Лучший центр по речевому развитию»

во второй младшей группе

                                 

                             Выполнила воспитатель:

                                                                     Ардашева Екатерина Сергеевна    

                             

                                                          2022г    

Одной из основных задач дошкольного образования является формирование правильной речи детей и создание для этого благоприятных условий.  Для решения этой задачи в группе «Лучики» создан Речевой центр «Говоруша» Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой учитывая ФГОС ДО.

«Дайте ребёнку картину, и он заговорит». К. Д. Ушинский.

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирования предпосылок обучения грамоте; овладение речью, как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

При создания речевой среды в группе  учитывались :

  • особенности детей второй младшей группы;
  • уровень речевого развития каждого ребенка;
  • интересы и способности детей .

 Речевой центр,  постоянно пополняется разнообразными,  практическими и наглядными, материалами, методическими пособиями,  для решения всех задач по развитию речи. Материал соответствует возрастным особенностям, требованиям СанПин и ФГОС ДО, безопасен, доступен для самостоятельной деятельности детей.

Содержание речевого уголка

Образовательные технологии, используемые для речевого развития: здоровьесберегающие технологии 

  • -артикуляционная гимнастика (Косинова Е.М.),
  • -дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, на развитие голоса (картотека),
  • - элементы логоритмики (Картушина М.Ю.)),

игровые технологии (дидактические игры (словестные, настольно-печатные);  и упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, технологии Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша и т.д.)

технология мнемотехника (Ткаченко Т.А.) составления описательных рассказов, сказок, стихов.

технология проектной деятельности (совместное творчество родителей и детей,книжки-малышки, моя семья, волшебные сказки);

 ИКТ (оформление центра, документации, подбор иллюстративного материала)  

   

Речевой центр совмещен - с книжным и театральным уголком и способствует

развитию всех сторон речевого развития: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также можно работать над интонационной выразительностью речи с театральным уголком, в котором расположились сказочные персонажи.

  • Настольный театр (резиновый)
  • Настольный объемный театр (бумажный)
  • Плоский на фланелеграф
  • Пальчиковый театр (изготовлен радителями)
  • Магнитный театр
  • Театр на палочках (изготовлен родителями и детьми)
  • Перчаточный театр би-ба-бо
  • Маски сказочных персонажей (изготовлен родителями)

  Книжный уголок является важной частью речевого центра группы, играет существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.

В книжный уголок наполняется в соответствии с лексической темой.–  книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;

  •  книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • книги разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • музыкальные книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  •  книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные родителями своими руками.

 А так же в книжном уголке систематизированы картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных и пр.), картинки по содержанию кумулятивных  сказок; фонотека стихотворений, песенок, сказок, потешек.

 Огромную помощь в обогащении литературного центра оказывают родители воспитанников. Принимают участие в акций «Подари книге вторую жизнь», изготавливают книжки-малышки своими руками.

В основу центра речевого развития входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  • мелкой моторики;
  • фонематического слуха;
  • речевого дыхания и воздушной струи;
  • артикуляционного аппарата;
  • правильного звукопроизношения;
  •  словаря и фразовой речи.

 Методическое пособие

  Лэпбук «В гости к сказкам, стишкам и потешкам»(авторское пособие) для индивидуальной и самостоятельной работы детей и взаимодействия с взрослыми. Путешествуя по страничкам лэпбука, дети развивают речь, мышление, любознательность, тренируют память, внимание, решают нравственные задачи. Каждая страничка предлагает свое задание такие как:

-Расскажи сказку по картикам (мнемотехника)

-Отгадай сказку по картинке

- Театр на палочках (предлагает детям рассказать знакомую сказку, родители воспитанников помогают и принимают участие в изготовление новых сказок и сказочных героев)

-Расскажи потешку по картинке

-Назови персонажей сказки

Бизиборд (изготовлен родителям воспитанников)  Яркий, многофункциональный, интересный, привлекает детей сюрпризом, который дети находят за дверью домика. Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.

Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. В нашей группе это Мишутка.

Речевой центр «Говоруша» это место идей и детской фантазии, где ребята могут выбирать, как поиграть, с кем поиграть, во что поиграть, учатся договариваться, следовать правилам центра или придумывать свои во время игры. Дети принимают участие в обогащении развивающей среды речевого центра. Это выставки детских рисунков и поделок, которые они делают дома и в детском саду, совместные изготовления сказочных персонажей на бросовом материале (стаканчиках от йогурта), совместно изготавливали дидактический материал для речевого дыхания: горячий чай, радужные облака.

Родители являются активными участниками воспитательного процесса и благодаря их активной позиции, речевой центр пополняется книгами, пособиями, дидактическими играми, пополняются альбомы для просмотров по всем темам.Родитель принимают участие во всех конкурсах и выставках совместных поделок и рисунков и.т.д

В своей работе я использую авторские пособия        , Тематический лэпбук «В гости сказкам, стишкам и потешкам», «Веер сказочных героев», «Умные прищепки»

 Речевой центр в нашей группе построен с учетом развития всех речевых параметров. Мы стремимся к эмоционально-комфортной и насыщенной развивающей среде и разнообразным развивающим оборудованием и материалами.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...