Лексическая тема "Здравствуй Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Новикова Наталья Сергеевна

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx192.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи по лексической теме: «Зимушка-зима»

1.Введение в тему

Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

 Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

 Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

 

2.Игра « До - между - за»

Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

Какой месяц до января? ....

Какой месяц после декабря?...

Какой месяц до февраля?...

Какой месяц между декабрем и февралем?...

Какой месяц после января?...

3. Приметы зимы

Цель: закрепить представления детей о приметах зимы, активизировать словарь по теме «Зима»

Скажите мне, что переменилось в природе  (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

4. Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

- А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы  поиграем в игру «Зимние слова».

- Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

5.  Игра « Один — много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Снежинка-снежинки-много снежинок

Сугроб-сугробы-много сугробов

Санки - санки - много санок

Снеговик-снеговики-много снеговиков

 Елка – елки – много елок

Игрушка – игрушки – много игрушек

Подарок – подарки – много подарков

Маска - маски – много масок

Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

6.  Игра «  Назови ласково»

Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

Снежинка - снежиночка

Санки-саночки

Елка-елочка

Снеговик - снеговичок

 Снег – снежок

Зима – зимушка

Лед – ледок

7.  Игра « сосчитай» (1-2-5)

Цель: согласование числительных с существительными

Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

8. Игра «Нет чего?»

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

Морозы-нет…(морозов)

Ветры-нет…(ветров)

Метели нет…(метелей)

Снега-нет…(снегов)

Снежинки-нет…(снежинок)

Льды-нет..(льдов)

Сугробы-нет…(сугробов)

9. Игра «Скажи какой? (какая?)»

Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

Зима какая?... ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

Снег какой?...( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

Лед какой?...( прозрачный, холодный…)

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

10. Игра «Какая зимой погода?»

Цель: упражнения в словообразовании

 Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

 (Если идет снег, то погода…)

СНЕГ – СНЕЖНАЯ,

ВЕТЕР – ВЕТРЯНАЯ,

МОРОЗ – МОРОЗНАЯ,

ХОЛОД – ХОЛОДНАЯ.

11. Игра «Подбери  слова-действия»

Цель: активизация в речи детей глаголов

  Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

Зимой метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой вода в реке. … (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

12.Упражнение «А что вчера?» 

Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
         Сегодня снег блестит, и вчера...(блестел)
         Сегодня снег падает, и вчера ...
         Сегодня снег сверкает, и вчера ...
         Сегодня снег тает, и вчера ...
         Сегодня снег хрустит, и вчера ...
         Сегодня снег идет, и вчера ...
         Сегодня снег ложится, и вчера ...
         Сегодня снег кружится, и вчера ..

13. Игра «Что наделала зима?» 

Цель: образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

14. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

Летом небо светлое, а зимой…(темное)

Летом день длинный, а зимой…(короткий)

Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

15.  Упражнение «Без чего не бывает зимы?».

Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

16. Игра  «Доскажи  словечко».

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»

 1.Тихо, тихо, как во сне

 Падает на землю…. (снег)

2.С неба все скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок

 Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

 Все хотят играть в ….. (снежки)

 6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

 Это девочка…. (снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

17. Игра « 4 лишний»

Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

(выбрать лишнюю картинку)

18.Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения

-Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали  соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали маме о…(снеговике)

19. Игра «Чего не стало»

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

20. Игра «Что бывает зимой?»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

-Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

-Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

-Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

-Летом жарко, а зимой …(холодно)

-летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

-Весной снег тает, а зимой…(лежит)

-Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

21. Игра « Да или нет»

Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение  

- кататься на санках

- кататься на велосипеде

- купаться в реке

- играть в снежки

- строить крепость  из снега

- строить замок из песка

-кататься на роликах

-собирать цветы

-наряжать елку

22. Упражнение "Кому что нужно?"

 Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

Лыжи нужны ..(лыжнику)

клюшка нужна...(хоккеисту)

коньки нужны...(фигуристу)

 

сноуборд нужен - ...(сноубордисту)

санки нужны - ...,(саночнику)

23. Упражнение «составь предложения по картинкам»

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

Мальчик катается на лыжах.

Девочка катается на коньках.

Дети слепили снеговика.

Мальчики играют в снежки.

24.Пословицы и поговорки о зиме

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

 В Феврале два друга - мороз и вьюга.

 Январю - большие морозы, февралю - метель.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

 25. Игра « Мой  рассказ о зиме»

Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

Образец рассказа:

 Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли  шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Зимушка - зима"

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущи...

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима"

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима" с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физминуткой, и дидактической игрой....

Статья для родителей старшей группы «Лексическая тема: Зимушка - Зима!»

С приходом зимы меняется не только погода за окном, но и обогащается словарный запас ребенка. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые развивают не только речь вашего ребенка, но и мышление....

Беседы с детьми по лексической теме "Зимушка- зима"

Это домашнее задание родителям для закрепления лексического матерниала по теме недели....

Интерактивная презентация для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Зимушка-зима» часть №2

Цель презентации - систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о зиме и зимних явлениях...

Лексическая тема Зимушка - Зима

Формировать представления у детей о зимних явлениях в природе.Развивать воображение, мышление и зрительное вниманиеСпособствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхани...